САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Николай БУРЛЯЕВ:

«Наш «формат» – поиск истины» Как выживает культура России в условиях глобализации? Можно ли доверять телерейтингам? Что происходит с русским кинематографом? Почему «важнейшее из искусств» превращается в оружие массового поражения? На вопросы «СВ» отвечает президент кинофорума «Золотой Витязь», народный артист России Николай Бурляев.

«Наш «формат» – поиск истины»

Как выживает культура России в условиях глобализации? Можно ли доверять телерейтингам? Что происходит с русским кинематографом? Почему «важнейшее из искусств» превращается в оружие массового поражения? На вопросы «СВ» отвечает президент кинофорума «Золотой Витязь», народный артист России Николай Бурляев. – Николай Петрович, как бы вы определили взаимосвязь между культурой и верой?
– Эти понятия неразрывны. Наша культура существует в первую очередь потому, что ее создатели работали с Богом в душе. Александр Довженко, Андрей Тарковский, Василий Шукшин, несмотря на то что кто-то и состоял в партии, были подлинно христианскими режиссерами. Станислав Ростоцкий, Михаил Ромм, Лев Кулиджанов умудрялись в атеистическом государстве проводить богоугодные идеи в своих фильмах. Просто все помнили, что сказал Достоевский: «Быть русским – значит быть православным».

– Что, по-вашему, происходит с русским человеком сегодня, когда экспансия западных и восточных культур так агрессивна?
– Телевидение стало оружием массового поражения нации! Откуда берутся эти «рейтинги», придуманные сотней-другой столичных семей, которые могут подключать телевизор (конечно, не бескорыстно) к прибору для подсчета голосов? В нынешних телесериалах и комиксах показывают людей с лицами нервнобольных, а подается это как норма поведения. Нашим классикам не надо было заливать экран потоками крови или раздевать догола женщину, чтобы донести до зрителя «психологизм» сюжета. А на нашем экране – стрельба и насилие, телепрограммы про «то» и про «это». Мол, они тоже люди, у них тоже права. Нас учат быть терпимыми к греху?!

– А есть ли у нынешней России реальные герои?
– И очень много. Но их не показывают. Приносишь на канал фильм о подлинном герое Отечества, а тебе отвечают – «не формат». Есть уже анекдот на эту тему. Один из руководителей популярного телеканала попадает на Божий суд. Апостол Петр спрашивает: «Чего ты хочешь»? – «А в рай к вам можно?» – «Ты кто?» – «Руководитель самого знаменитого телеканала». «Не формат», – отвечает Петр. К 200-летию Федора Тютчева Наталья Бондарчук сняла о нем фильм. И предложила мне роль поэта. Работали мы на энтузиазме и сняли трехсерийный фильм. И ни один телеканал его не взял – «не формат»!

– Правда ли, что актерство забирает у человека его «я»?
– К актерству я всегда относился скептически. После фильма «Мастер и Маргарита», где сыграл Иешуа Га-Ноцри, я не был на экране 13 лет. Мне хотелось сыграть героя, который жертвовал бы жизнью за Россию. Я знал, что у меня достаточно опыта, чтобы создать точный образ. К несчастью, сейчас время доходного промысла, и деятели кино, которые идут на поводу, совершают преступление перед народом. Когда мой друг, очень известный актер, взялся играть в паршивом сериале, я спросил его – зачем? И он сказал: «А мне нужно на даче забор построить, у меня дети». Но у меня тоже пятеро детей. Из 70 ролей, которые я сыграл, отрицательная лишь в фильме Германа «Проверка на дорогах». Эпизод. Я принципиально отказываюсь. Помню, как играл в фильме «Игрок» по Достоевскому. Полная концентрация психики – в устремленности к точному образу. И эмоции, и накал страстей – на грани возможного. Это и есть подлинное актерство.

– А раньше актеров хоронили за церковной оградой – мол, они продали свою душу дьяволу...
– В Минске, на «Золотом Витязе», я проводил конференцию «Духовные традиции в театре и киноискусстве». Приехала Алиса Фрейндлих со спектаклем «Оскар и розовая дама», в котором умирающий мальчик пишет письма Господу Богу. Вот там и прозвучал ответ на ваш вопрос. Эта профессия богоугодна, если в основе актерской роли заложены этические принципы. В социальной концепции церкви записано, что она принимает искусство, в том числе театр и кино, как опыт обновленного сознания художника. К сожалению, от нынешних актеров, востребованных в сериалах, этого не требуется. И здесь истоки духовной порнографии, которой нас потчуют.

– Может ли роль поменять характер, судьбу?
– Когда получается трудная сцена, определенное влияние на самооценку, конечно же, получаешь. Как у меня в «Ивановом детстве». Андрей Тарковский еще на пробах мне говорил: «Вот будет сложная сцена, заплачешь прямо перед камерой. А если не сможешь, тебе не место в профессии». Тарковский приносил мне книжки про войну, рассказывал, что Жан Габен сутками живет в декорациях, чтобы войти в роль. Я помню, что в день съемок того эпизода пришел за четыре часа до начала работы. Оделся, загримировался и начал настраиваться. И вот вижу – приборы зажжены, оператор за камерой, Андрей Арсеньевич ждет, а я не готов. И Тарковский вдруг пошел прямо ко мне. Я в ужасе сжался. Режиссер полгода назад говорил об этом эпизоде, а я, болван, ничего не могу сделать! И неожиданно Андрей Арсеньевич начинает меня обнимать: «Коленька, милый ты мой мальчик! Да что ж ты так мучаешься, я сейчас все отменю. Не переживай, Бог с ним, с этим кино…» И тут я заплакал в три ручья – от жалости к себе. Андрей немедленно поставил меня под камеру, и мы сделали два хороших дубля.

– Скажите, есть ли какой-то свет в конце тоннеля, называемого «современным кино»?
– Да, исторические киноленты. Недавно мне пришлось сыграть Николая II. Согласился потому, что фильм – о Гражданской войне в России в начале ХХ века. Мне любопытно было вместе со съемочной группой разобраться в том, кем был на самом деле Колчак. Почему он так долго пробыл в Америке и в Англии? Почему подписал договор, по которому Антанте отходили Прибалтика, Украина, Белоруссия и Кавказ? Что касается моей роли, зрители говорили, что в образе императора ощутили предвидение того, как он окончит свою жизнь. Именно с таким настроем я и взялся за роль, доподлинно зная, что лет за 10 до убийства императора монахи открыли ему его крестный путь. В свой эпизод я ввел деталь, которой не было в сценарии. Перед тем, как Колчак подходит к императору, Николай II читает адъютанту фрагмент из Евангелия, где идет речь о том, что один из апостолов предаст Иисуса до того, как трижды пропоет петух. Потом так оно и было.

– По данным ВЦИОМ, фильм «Адмирал» стал самой популярной лентой 2008 года у зрителей.
– Если на волне интереса к отечественной истории люди берутся за подобные проекты, делать это следует для реального просвещения нации. Но это требует умственных и духовных затрат, а «рыночники» не хотят глубоко копать. Они берут историю любви и строят на этом сюжет, оставляя главное за кадром. Кому хочется сидеть в архивах и общаться со специалистами! Это трудно. Фильм о Лермонтове я делал шесть лет, четыре года из них ушло на изучение архивов. Думаю, именно к такому подходу к работе нужно возвращать кинематограф и телевидение.

– Николай Петрович, в чем специфика «Золотого Витязя»?
– В пространстве «Золотого Витязя» тепло всем – православным, католикам, буддистам, иудеям. Мы единомышленники в поиске Истины.

Беседу вела Анна ДАРТ

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Песков: Никаких подвижек к переговорному процессу нет
  2. Орбан: Европе нужен мир
  3. Путин: Москва настаивает на выводе ВСУ из 4 новых регионов
  4. Путин и Орбан обсудили возможные пути урегулирования конфликта на Украине
  5. Путин назвал переговоры с Орбаном насыщенными и полезными
  6. Ушаков: Орбан не передавал посланий от Зеленского Путину
  7. Орбан опубликовал фото с Путиным и призвал к заключению мира на Украине
  8. Беларусь обвинила Украину в подготовке диверсий на границе
  9. В Беларуси выпустят прямоугольные монеты
  10. Столтенберг: Орбан не представляет НАТО в Москве, а только свою страну
  11. Песков: Переговоры Путина и Орбана будут продолжаться столько, сколько потребуется
  12. МО РФ: Совокупные потери ВСУ за неделю превысили 13,5 тысячи человек
  13. Орбан: Венгрия скоро станет единственной страной в Европе, которая сможет вести диалог со всеми
  14. Прибывший в Москву Орбан проведет переговоры с президентом России Владимиром Путиным
  15. Орбан не координировал свой визит в Москву с Еврокомиссией

Парламентское Собрание

Геннадий Лепешко: Есть противоядие фальсификации истории

В то время как на Западе жонглируют фактами в угоду конъюнктуре, в наших странах свято чтут память о героях. 

Политика

После саммита ШОС Владимир Путин ответил на вопросы журналистов

Приводим официальную стенограмму пресс-конференции

МНЕНИЯ

Не нужен им берег турецкий

Михаил Васильев

Российским депутатам запретили без разрешения ездить за границу

Россия ничего не теряет от выхода из ПА ОБСЕ

Владимир Джабаров

Возврат туда возможен, когда эта организация вернётся к нормальной работе.

Орбаноистерия

Олег Зинченко

Русофобы забились в конвульсиях, узнав, что премьер-министр Венгрии приехал к Путину

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также