САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Продолжение полета, или Исповедь сердца

На сцене столичного Центра им. Вс. Мейерхольда закончились гастроли Марины Влади с моноспектаклем по ее книге «Владимир, или Прерванный полет» Все помнят, как в конце 80-х прошлого века, после смерти Владимира Высоцкого, потрясшей миллионы поклонников, вышла книга его вдовы, знаменитой «Колдуньи» Марины Влади. И стала настоящим культурным событием как во Франции, так и в СССР. Много воды утекло с тех пор. Марина Влади написала новые книги. А четыре года назад еще раз стала вдовой. Все эти годы она продолжала активно работать.

На сцене столичного Центра им. Вс. Мейерхольда закончились гастроли Марины Влади с моноспектаклем по ее книге «Владимир, или Прерванный полет»

Все помнят, как в конце 80-х прошлого века, после смерти Владимира Высоцкого, потрясшей миллионы поклонников, вышла книга его вдовы, знаменитой «Колдуньи» Марины Влади. И стала настоящим культурным событием как во Франции, так и в СССР. Много воды утекло с тех пор. Марина Влади написала новые книги. А четыре года назад еще раз стала вдовой. Все эти годы она продолжала активно работать. Сотрудничала с телевидением Франции и Италии, Англии, Испании, Румынии. Снималась в кино. Фильм Этторе Сколы «Сплендор», где ее партнером был Марчелло Мастроянни, в 1988 году был показан в программе Каннского фестиваля. В фильме француженки Аньес Варда она сыграла саму себя – актрису Марину Влади. И не предполагала, что 10 лет спустя еще раз начнет репетировать роль самой себя. Но на этот раз на сцене.

Поставить спектакль о Владимире Высоцком по ее книге Марине Влади предложила Мишелин Розан, содиректор Питера Брука по театру Буф дю Норд. Режиссером стал Жан-Люк Тардьё, известный постановщик классики, музыкальных спектаклей и открыватель новых имен. Именно он открыл французской публике Эрика Шмитта, пьесы которого теперь популярны и в России. «Творчество Высоцкого – ваше поэтическое наследие, – сказал режиссер на пресс-конференции, – но влияние его творческой личности на зрителей выходит за пределы России». Отметим, что «Владимир, или Прерванный полет» стал вторым «русским» спектаклем Влади с режиссером. В 1992 году г-н Тардьё, руководивший тогда Домом культуры города Нанта, предложил Марине Владимировне роль Елены Петровны в пьесе «Саркофаг» Владимира Губарева. Спектакль тот заканчивался «Песней о земле» Владимира Высоцкого. Одним словом, все сходилось…
Премьера «Владимира» на сцене театра Буф дю Норд в Париже состоялась 8 ноября 2006 года, а то, что московские зрители в течение 10 дней могли видеть этот спектакль, министр культуры Александр Авдеев назвал «большой заслугой Евгения Миронова», художественного руководителя Театра Наций, сумевшего организовать гастроли. Спектакль при поддержке Минкульта РФ, правительства Москвы и спонсоров показали в рамках программы Театра Наций «Имена», где знакомят публику со звездами европейского театра.
«Талантливый человек не всегда бывает интеллигентен. Володя любил авантюры, и мы не хотели делать спектакль так, «как надо», как обычно делают в таких случаях», – прозвучало на пресс-конференции из уст Марины Влади. Но и без этого признания очевидно, сколько разнополярных эмоций бушевало всегда вокруг этой пары. Поэт и красавица! Вечный сюжет на фоне дворцовых интриг и жужжания тучи завистников. А после смерти, как водится, Высоцкого стали делить – друзья и коллеги, просто знакомые. и делят до сих пор, вспомним недавние телепосиделки на всех каналах по случаю его 70-летия. А вот на самых близких, как выяснилось, время ставит печать прозрения, которая выражается прежде всего в толерантности и глубоком понимании сути его жизни.
…Марина Влади возникает в спектакле из черноты небытия. Яркий луч (Жак Рувероллис) выхватывает ее фигуру в струящемся сером платье из мрака горькой памяти и ведет к радостным воспоминаниям. Инсценировка сделана самой актрисой и режиссером так, что исполнительнице всякий раз, как перед погружением в купель, приходится делать вдох-выдох и уж так решаться!.. Удивительно видеть, с какой силой и нежностью эта прекрасная женщина погружается в глубины своей памяти и растворяется в ней, соблюдая при этом ту меру отстраненности, которая заставляет зрителей, затаив дыхание, следить за исповедью сердца.
Ничего подобного я не видела уже давно. Казалось бы, все бесхитростно. Актриса вспоминает первую встречу с Высоцким, вторую, жизнь с ним между Москвой и Парижем – глаза ее лучатся счастьем, и текст, и мелодичный голос, и пластика движений – все убедительно, все озарено искренностью. Но самое главное в том, что все это и переведено в высокий ранг искусства. На экране над сценой возникает огромное черно-белое фото Владимира Семеновича, точнее его глаза, и на фоне этих глаз безжалостный метроном будет отсчитывать: «Пройти осталось четыре четверти пути… три четверти… две…»
Спектакль идет около часа, и, думается, сам Герой оценил бы тот ритм и ту наполненность каждой его минуты, и ту высокую страстность, с которой милая его женщина делится своей болью с миром. Марине Влади удается сказать обо всем – о таланте Поэта, которого в его стране отказывались считать таковым, о таланте Актера, который был способен потрясти своим Гамлетом мирового зрителя (на минуту Высоцкий возникает со знаменитым монологом на экране, и мурашки бегут по телу, и возникает ком в горле), о Славе самого популярного человека в СССР и об его Умении любить… Но все пути были закрыты, лететь было все труднее, и Хаос стал принимать его в свои объятия… Все чаще и все отчетливее стал звучать его отчаянный, с хрипотцой всклик: «Пр-ро-падаю... пр-ро-падаю…» И пропал, между прочим, в високосном, четном году. Что убило его в большей мере? Обстоятельства, он сам, равнодушие «друзей» – останется тайной навсегда...
Марина Влади поет песни супруга красивым, не очень сильным голосом, но поет так точно по акцентам, что мы тут же узнаем «своего» Высоцкого. Улыбаемся его шуткам – «Если вы в своей квартире…». Внутренне плачем над его «Конями…». Исполнительнице помогают три музыканта – Филипп Гарсиа, Константин Казанский, Олег Пономаренко. Они, собственно, открывали спектакль, наиграв на гитарах и виолончели мотив жизни артиста. Именно Константин Казанский в середине 1970-х аранжировал 40 песен Высоцкого, записанных на трех пластинках в Париже. И это ему подарил Владимир песню «Черт побери».
Спектакль идет на французском, в синхронном переводе Юлии Абдуловой, и наполнен такой любовью и нежностью, что на ум вдруг приходит известное – «Никогда Западу не понять русской души». А вот, поди ж ты, поняли. И совсем не «громким» спектаклем, как мы привыкли, тронули души. Впечатляет режиссерская находка в финале. Когда Марина Влади рассказывает о множестве людей, пришедших к Театру на Таганке в день его смерти, о мгновенно появившихся портретах Высоцкого, где-то под потолком начинают звучать, обрываясь, самые разные его песни… Словно на полную мощность врубили десятки магнитофонов… Я помню этот момент. Так все и было. Подняв голову, актриса старается уловить эти звуки, и они вовлекают ее в странное кружение. Черная декорация падает. Слезы, настоящие слезы стоят в ее глазах.

Нина КАТАЕВА
Фото Владимир КОРОБИЦЫН

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. МОК опубликовал окончательный список из 15 россиян, которые выступят на ОИ
  2. Эстония, вслед за Латвией и Литвой, запретила въезд автомобилям из Беларуси
  3. Лавров на заседании Совбеза ООН спросил у постпреда США, туда ли она пришла
  4. Владимир Путин обсудил по телефону важные вопросы с Наследным принцем Саудовской Аравии
  5. Россиян предупредили об угрозе продажи их квартир через «Госуслуги»
  6. Москалькова рассказала, как идет диалог по обмену пленными
  7. Из украинского плена вернули 95 российских военнослужащих
  8. Беларусь вводит безвизовый режим для 35 стран ЕС
  9. Матвиенко рассказала, как ее пытались обмануть мошенники
  10. Азовцы* анонсировали турне по Европе
  11. Алаудинов пообещал наказать украинцев, расстрелявших российского военного
  12. На Украине заявили, что Киев использует коридор через Беларусь для подготовки терактов в РФ
  13. Международная федерация бодибилдинга вернула россиянам и белорусам их флаг и гимн
  14. Путин: необходимо перейти к более широкому внедрению цифрового рубля
  15. «Демократичный» донос: на латвийку пожаловались за выступление на «Славянском базаре»

Парламентское Собрание

БРИКС обгоняет Большую семёрку по росту ВВП

Гегемоны превращаются в аутсайдеров

МНЕНИЯ

Не «друг», не «враг» и не «так»

Валерий Чумаков

Кандидат в Президенты США Дональд Трамп назвал идущего с ним в паре кандидата в вице-президенты

Сыграли против себя

Татьяна Вахромеева

Дональд Трамп  - о том, куда Америку завела политика ее руководства.

Надо идти до конца

Олег Зинченко

На войне как на войне

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также