Дружим музеями
Номинантами на соискание премии Союзного государства за 2009-2010 годы выдвинуты Валентин Родионов и Владимир Прокопцов Дружба директора Национального художественного музея Беларуси Владимира Прокопцова и директора Третьяковской галереи Валентина Родионова благотворно сказывается на всеобщей духовной жизни. Совместные выставки, которые они устраивают, становятся знаковыми событиями в культурной жизни Союзного государства.
Дружба директора Национального художественного музея Беларуси Владимира Прокопцова и директора Третьяковской галереи Валентина Родионова благотворно сказывается на всеобщей духовной жизни. Совместные выставки, которые они устраивают, становятся знаковыми событиями в культурной жизни Союзного государства. Тесное сотрудничество художников России и Беларуси началось в 2001 году, когда был подписан договор между Национальным художественным музеем Беларуси и Третьяковской галереей. Валентина Родионова все знают как человека, который беззаветно любит музейное дело.
– Благодаря Валентину Алексеевичу в 2003 году впервые в истории Национального художественного музея Беларуси состоялась выставка «Шедевры Третьяковской галереи». Было выставлено 60 произведений русских художников XVIII-ХХ веков. Выставка имела большой общественный резонанс, – говорит Владимир Прокопцов.
В следующем году на ответной выставке в Третьяковке впервые в истории Беларуси было представлено 100 шедевров Национального художественного музея: иконы, произведения русских классиков и современных белорусских художников. Это был год 60-летия освобождения Беларуси от немецко-
фашистских захватчиков, поэтому широко были представлены белорусские классики – Савицкий, Щемелев, Ващенко и другие.
В 2007 году Родионов и Прокопцов организовали совместный проект «Пленники красоты», который представил творчество академиков живописи: 45 произведений от Третьяковки и 10 – от НХМБ. Выставка имела оглушительный успех. А выставка «Православная икона России, Украины, Беларуси» стала не только культурным, но и духовным событием для трех стран.
– Это было как озарение. Помню, как за полчаса до открытия выставки «Пленники красоты» Родионов поинтересовался, каким будет наш следующий проект, – вспоминает Владимир Прокопцов. – Я говорю: давайте покажем иконы Беларуси, России и Украины. Так к нашей совместной работе подключился директор музея Киево-Печерской Лавры Сергей Павлович Кролевец. Эта выставка, посвященная 1020-летию Крещения Руси, в организационном смысле была самой трудной. Зато принесла огромное духовное удовлетворение. Выставку высоко оценил почивший Патриарх Московский и всея Руси Алексий ІІ.
Через несколько лет художники планируют организовать выставку «Православный мир», на которой будут представлены иконы всех православных стран.
Писать портрет Владимира Прокопцова, не только директора музея, но и известного художника, почетного члена Российской академии художеств, дело нелегкое. По той причине, что времени у него совершенно нет. Правда, для себя он сделал выбор: сначала музей, а потом все остальное. К счастью, Прокопцову повезло с семьей. Жена и дети оградили его от хозяйственных проблем. «Сейчас все заняты поиском национальной идеи. А нам не надо делать открытий. Наша национальная идея лежит в белорусской крестьянской правде: честно работать, почитать родителей, уважать свою страну», – делится своим кредо директор.
Кое-кто из чиновников и художников не понимают Прокопцова. Или не хотят понять, так что недоброжелателей у него хватает. Но такова участь всех неординарных людей. Когда я поинтересовался, не пожалеет ли он, если в истории о нем останется лишь строчка: мол, с такого-то по такой-то год Прокопцов был директором музея. Прокопцов ответил стихами, в которых говорится о том, что «слава найдет» того, кто «готовится к великой цели». И добавил: «К славе надо относиться философски. Вот смотрит на меня с фотографии Елена Васильевна Аладова. Она всем жертвовала ради того, чтобы в Минске появилась достойная коллекция картин. Это и меня обязывает жертвовать многим ради нашего дела».
Особой гордостью Художественного музея Беларуси, созданного в 1939 году, была коллекция портретов из панских поместий. Немцы разграбили коллекцию. Причем так умело замели следы, что немецкий гауляйтер Кубе был вынужден отрапортовать в Берлин: «Все потеряно безвозвратно». Елене Васильевне Аладовой, которая с 1944 года начала воссоздавать музей, помогали сотрудники Третьяковки и других музеев Советского Союза. Сегодня в музее около 5 тысяч произведений русских художников. Представлено современное белорусское искусство и художники-патриархи – Савицкий, Стельмашонок, Данциг. Гордостью довоенного музея были 48 слуцких поясов. Часть реликвий сохранилась в России, и недавно они были переданы белорусскому музею на долговременную выставку. Владимир Прокопцов ведет переговоры о взаимообмене, чтобы пояса получили постоянную прописку на исторической родине.
Сейчас все заботы директора – о 70-летнем юбилее музея. 23 февраля откроется выставка алтарной живописи Беларуси XVIII-XIX веков. В свое время эти иконы были вывезены из православных и католических храмов. Их отреставрировали, и они предстанут перед посетителями в первозданной красоте. В этом году грандиозной выставкой на темы войны и партизанского движения в музее отметят
65-летие освобождения республики. Белорусская и российская (из Музея на Поклонной горе) экспозиции будут представлены как единое целое. Отрадно, что выставку профинансируют за счет средств Союзного государства.
На одной картине Владимира Прокопцова изображены художник и муза. Качаясь на месяце в небе, они подняли бокалы с красным вином… Даже не верится, что таким мечтателем может быть администратор. Но может быть, в этом и есть разгадка формулы, по которой сверяет жизнь директор музея. Административный опыт он смог совместить с вдохновением духа. Он и его муза живут в полной гармонии.
Александр РУДКОВСКИЙ