САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Блюз в конце туннеля

Минскую группу P.L.A.N. критики относят к блюзово-рок-н-ролльному крылу белорусской поп-музыки Несмотря на серьезную конкуренцию (а это направление представлено такими маститыми звездами, как «Крама», «Nestarы band», «Мясцовы час»), лидер P.L.A.N. Андрей Плесанов (его имя и легло в основу названия ПлАн) не жалуется на невнимание прессы. На каждом из его шести альбомов есть страничка перечня публикаций о коллективе, где значатся практически все популярные в стране белорусские и российские газеты. Казалось бы, живи да радуйся. Но я застал Андрея Плесанова в некотором разочаровании.

Минскую группу P.L.A.N. критики относят к блюзово-рок-н-ролльному крылу белорусской поп-музыки

Несмотря на серьезную конкуренцию (а это направление представлено такими маститыми звездами, как «Крама», «Nestarы band», «Мясцовы час»), лидер P.L.A.N. Андрей Плесанов (его имя и легло в основу названия ПлАн) не жалуется на невнимание прессы. На каждом из его шести альбомов есть страничка перечня публикаций о коллективе, где значатся практически все популярные в стране белорусские и российские газеты. Казалось бы, живи да радуйся. Но я застал Андрея Плесанова в некотором разочаровании. – Только давай не будем говорить о том, что уже и так всем набило оскомину, – он с ходу остудил мой журналистский пыл. – Что я племянник знаменитой Павлины Мяделки, которой сам Купала посвятил свою хрестоматийную «Павлинку», в очередной раз повторять историю моих работ на киностудии «Беларусьфильм» (а он действительно кинорежиссер по профессии. – В.М.), пересказывать легенды о моих картинах, коллекции авангардной живописи?.. Все это столько раз уже было, что мне попросту надоело об этом говорить. Даже о своих оригинальных рецептах коньяков я раз десять уже рассказывал. Поэтому давай говорить о главном. О музыке.

– Давай. А начать, думаю, стоит с тематики ваших альбомов, которых у группы P.L.A.N. уже шесть. Надо полагать, это не однотипные подборки похожих песен с умелым чередованием по принципу «быстряк/медляк», коль все они весьма приветливо встречены публикой и коллекционерами?
– Я очень серьезно и скрупулезно подхожу к составлению концепции каждого альбома. Отбор треков в альбом происходит не только по теме (будь то тема любви, как в последнем релизе, или тема жизненных осмыслений в CD «Blues у канцы тунэлю», 2002), но и по настроению, по сюжетной канве целого альбома, по стилистике аранжировок. Ведь альбом – не просто сборник песен, а цельная сюита, где есть пролог, развитие фабулы и итог. Скажем, фэны долго доставали меня вопросами, когда появится на дисках моя обработка знаменитой песни «Lady in Black» британской группы «Uriah Heep» (они недавно были в Минске), которую мы уже года три исполняли на концертах. Но найти ей место удалось только в предпоследнем, пятом, альбоме, который называется «Шлях да каханай» («Путь к любимой»). По названию ясно, что это песни о любви... Банально? Не думаю, потому что, во-первых, это вечная тема, а во-вторых, это отнюдь не стандартное рифмоплетство типа «ушла/пришла», «дожди/подожди». Хотя я и сам пишу тексты песен с конца 60-х годов и они тоже есть в моих альбомах, но в основном полагаюсь на истинных поэтов. Это и шотландец Роберт Бернс в чудесных переводах на белорусский Язэпа Семяжона, и русский поэт Станислав Куняев (тоже по-белорусски), и наша белорусская классика – Янка Купала, Лариса Гениюш, Сергей Новик-Пяюн, и современные белорусские поэты - Вера Лойка, Андрей Бурсов, Ярош Малишевский...

– Признаюсь, лично я с удовольствием слушаю и вашего Бернса, вашу очаровательную по мелодике Гениюш. Даже Сергея Новика-Пяюна, казавшегося мне архаичным, вы сделали современным и модным. Имея дело с такими титанами, как вы ухитряетесь замечать творчество малоизвестных авторов? Почему, например, обратили внимание и на мои стихотворные попытки? Я всегда восхищался поэзией Владимира Короткевича, а когда я услышал Анатоля Сыса...
- Витовт, вы облегчили мне задачу классными примерами. Короткевич, Сыс – действительно потрясающие поэты. Но вот незадача: я их с удовольствием читаю, но ни одной мелодии на их стихи так и не положил. Я даже пытался заставить себя, поскольку оба эти поэтических титана вдохновляли и Касю Камоцкую («Новае неба»), и Лявона Вольского (N.R.M.), и Вальжыну Терещенко. Но у меня не получилось. А вот ваш стишок «Даміно», случайно увиденный в каком-то сборнике, вдохновил меня сразу, и веселый рок-н-ролл получился словно сам по себе. Ваши рифмы провоцируют на размеренные, рассудительные мелодии, например «Цені гісторыі», «Шэра-ружовыя сны», «Успамін пра будучыню», «Новыя словы». Это тот темп, который, наверное, у меня в крови. Поэтому я благодарен вам за перевод на белорусский язык моих старых песен «Шукальнікі сэнсу», «Вогненная птушка» из альбома «Вам слова, Джон Ячмень» (2003). Я начинал с русскоязычного творчества. Да и сегодня готовлю к изданию немало знаменитых русских песен: «Кони привередливые» Владимира Высоцкого, народные «Вот пуля пролетела» и «Бродяга», готовим «Коробейников», целый цикл одесского фольклора про Дерибасовскую, Молдаванку и т.д. Правда, есть одно «но»: теперь все это впервые прозвучит на белорусском языке и, думаю, порадует самих россиян новым колоритом звучания.

– Нетрудно заметить, что репертуар ваш несет весьма серьезный духовный посыл, но вот название группы хоть и подсказано самим именем – P.L.A.N., но содержит явный намек на откровенную дурь. На молодежном сленге так обозначают отвратительное курево. Вас самого это не коробит?
– Не коробит хотя бы потому, что я эту дурь не употребляю ни в каком виде и никому не советую. А если вспомнить популярную польскую группу 80-х Lady Pank, то даже в ее песнях есть ответ на ваш вопрос: «Moja muzyka – moj narkotyku». Я так же отношусь к своему творчеству, да и самого меня добротная музыка заводит лучше любой химической отравы. Думаю, и моих слушателей тоже. Конечно, некоторый вызов в названии есть, но вы даже не представляете, как трудно выбрать яркое и точное имя для группы. К примеру, поначалу я хотел назвать группу «Плиса», поскольку отец вырос на этой реке, но оказалось, что на Могилевщине уже есть группа «Плиса», которой руководит известный бард Кастусь Геращенко, с которым мы нередко пересекаемся в концертах. И, думаю, раз уж так судьбою дано, что я ПЛесанов АНдрей, а не Шура (и ведь тоже была бы прикольная группа «Плешур», что по-английски означает «Удовольствие»), то остается самим творчеством доказывать, какой P.L.A.N. лучше – химический или наш, музыкальный. Пока это удается.

– Андрей, альбомы группы P.L.A.N. всегда отличались сочным гитарным драйвом, насыщенными аранжировками, но четвертый и шестой альбомы почему-то оказались совсем иными – это мягкие, нежные, мелодичные песни в чисто акустическом звучании. И почему-то у него польское название «Piosenki samotnego licwina»?
– Начнем с конца: «Piosenki samotnego licwina» – это название не альбома, а цикла, который можно назвать дочерним проектом группы P.L.A.N. В нем то, к чему всегда лежала моя душа, – мелодичный белорусский фольклор, чистое звучание народных инструментов (цимбалы, гусли, окарина, дуда). Первый альбом этого проекта назывался «Зніч надзеі», который вышел в 2006 году, а теперь появился второй «У пошуках страчанага».
Что касается польского названия, то в этом есть философский контекст. Белорусы (литвины) всегда выбирали свой дом как-то с оглядкой, опасаясь обидеть соседей. Янка Купала вывел меткий пародийный образ нашего соотечественника, который и не русский, и не поляк, а просто – тутэйшы. А я думаю, что пора уже определяться. И определяться без ненависти к нашему прошлому. И хоть в альбоме под польским брэндом действительно есть несколько польских песен (от весьма популярного в 60-70-е годы ансамбля «Czerwone gitary»), украинские и русские, но все они тоже впервые звучат на родном нам белорусском языке.

– Все легендарные рок-группы славились определенной стабильностью состава. Мы знаем четверку Beatles, трио Emerson, Lake & Palmer, а вот у группы P.L.A.N. состав постоянно меняется. Чем это вызвано?
– Ну, во-первых, не так уж часто он меняется. А самое важное, что у группы есть незыблемый костяк. Это я, Андрей Плесанов (вокал, гитара, губная гармошка, композиция), мой старый друг и единомышленник Анатолий Стеценко (бас-гитара, бэк-вокал, баян, аранжировки), который имеет 20-летний стаж профессиональной артистической карьеры в знаменитой группе «Харошкі». Долгое время барабанщиком был Андрей Сапоненко, но на нем держатся еще такие известные проекты, как «Flat», «zygimont VAZA», поэтому шестой альбом записывали с Игорем Долгим. Не могу не сказать и о гитаристах: нам приятно, что школу P.L.A.N. прошли такие виртуозы, как Георгий Станкевич, у которого учились многие современные звезды, Андрей Дементьев, услугами которого пользовался во время своих белорусских гастролей Вячеслав Бутусов («Наутилус Помпилиус»). Но мы, увы, не госколлектив со стабильным финансированием, и когда ребята нашли более оплачиваемую работу, пришлось искать им замену. Теперь пробуем новых музыкантов.
Есть еще один нюанс в слухах о составе группы P.L.A.N. Дело в том, что акустический наш проект – более вольная трибуна. Вся основная команда в нем, безусловно, участвует, но гостевой состав порой доходит до нескольких десятков человек. В записи CD’s «Piosenki samotnego licwina» принимают участие и гитарист N.R.M. Пит Павлов, и полный состав A&K, наших пионеров «Евровидения» (Александра Кирсанова и Кастусь Драпезо), и волынщик знаменитой фольклорной группы «Ліцвіны» Владимир Берберов, и другие музыканты популярных филармонических групп и оркестров. Так что P.L.A.N. теперь хоть и двуликий, но стабильный. Добавлю: на фестиваль белорусского рока во Львов в начале августа, куда нас пригласили вместе с Neuro Dubel, «Крамой», Ulis и другими самыми известными белорусскими коллективами, P.L.A.N. ездил классическим рок-составом.

Витавт МАРТЫНЕНКА,
музыкальный критик

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также