РУССКИЕ СЕЗОНЫ: В Москве
На сцене Кремлевского Дворца состоялась премьера балета «Павильон Армиды» Николая Черепнина Именно с этого балета 100 лет назад началось триумфальное шествие «Русских сезонов» Сергея Дягилева по Европе. Миру были открыты имена русских гениев – композиторов Римского-Корсакова, Рахманинова, Стравинского, художников Бенуа, Бакста, Врубеля, великого Федора Шаляпина, балетмейстера Фокина, балерины Павловой. Европейскую публику восхищало все – выставки, концерты, но особенно оригинальные русские балеты.
Именно с этого балета 100 лет назад началось триумфальное шествие «Русских сезонов» Сергея Дягилева по Европе. Миру были открыты имена русских гениев – композиторов Римского-Корсакова, Рахманинова, Стравинского, художников Бенуа, Бакста, Врубеля, великого Федора Шаляпина, балетмейстера Фокина, балерины Павловой. Европейскую публику восхищало все – выставки, концерты, но особенно оригинальные русские балеты. Восстановлением их в рамках проекта «Русские сезоны ХХI века» почти два десятилетия занимаются председатель Благотворительного фонда Мариса Лиепы, заслуженный артист России Андрис Лиепа и художественный руководитель «Кремлевского балета», народный артист России Андрей Петров.
В 1993 году на сцене Мариинки была показана «Шехерезада» на музыку Римского-Корсакова и осталась в репертуаре театра. Со временем были восстановлены «Синий Бог» А. Скрябина, «Жар-птица»
И. Стравинского, «Тамар» М. Балакирева, «Болеро» М. Равеля, «Видение Розы» К. Вебера, «Послеполуденный отдых фавна» К. Дебюсси. В 2002 году Андрис Лиепа перенес «Шехерезаду» на сцену Римской оперы, а в минувшем январе в Театре «Коммунале» во Флоренции состоялась премьера «Петрушки» и «Жар-птицы». «Русские сезоны», можно сказать, начинают свое новое шествие по миру.
«Павильон Армиды», изысканнейший французский спектакль, наглядным образом продемонстрировал зрителям начала ХХ века главный принцип «русского балета» – сотрудничество балетмейстера и художника на равных, а порой и приоритет последнего. Неслучайно о дягилевских балетах говорят: «Жар-птица» – в декорациях Бакста и Головина», «Весна священная» – в костюмах Рериха, «Павильон Армиды» – в декорациях Бенуа». Именно стараниями Александра Бенуа, главного идеолога «Русских сезонов», за основу сюжета в «Армиде» была взята мистическая новелла Теофиля Готье «Омфала», полная тайн и волшебных превращений. Хореография Фокина не сохранилась, и режиссер-постановщик нового «Павильона» Андрис Лиепа, и хореограф Юриюс Сморигинас этот акцент сохраняют. Путешественник виконт де Божанси (звезда Мариинки Михаил Лобухин) получает приют в павильоне коварной Армиды (звезда Большого театра Мария Александрова), разбивающей мужские сердца. Во время сна с ним происходят чудеса – приняв обличье рыцаря Ринальдо, он оказывается во времени Короля Солнце Людовика ХIV и забывает о своей первой любви.
Перед зрителями как бы сквозь пелену оживает гобелен, изображающий сцены французского роскошества. Декорации к новому спектаклю написаны Анной Нежной. За cчет музыкальных вставок спектакль растянут во времени и не оставляет впечатления оригинальной версии. Некоторыми мотивами балет отдаленно перекликается с «Лебединым озером», но ни знаменитых танцев арапчат, которым посвящала поэтические строки Анна Ахматова, ни танцев шутов, одалисок, рыцарей и дам при дворе, которыми восхищались современники Дягилева, мы не увидим. «Новодел», – выносят жесткий приговор критики, но у проекта Андриса Лиепы немало поклонников, и окончательный вердикт проекту вынесет время.
Во втором акте Илзе Лиепа станцевала восстановленный раньше балет «Болеро». Как известно, эту чарующую музыку Морис Равель написал по заказу русской балерины Иды Рубинштейн для премьеры в ноябре 1928 года. Балет восстановлен Андрисом Лиепой по эскизам Александра Бенуа, фотографиям и хореографическим записям Брониславы Нижинской, первой женщины-балетмейстера. Бесценные записи передала в фонд внучка Нижинской – Натали Раец. Лиепа танцует на огромном столе в таверне, окруженная восхищенными мужчинами. Ее танец выверен и очень красив, но трудно обнаружить в нем ту молодую обжигающую страсть, которой наполнена каждая строфа знаменитой музыки. Увы, зрители, расходясь после спектакля, разочарованно говорили об этом.
В июне в театре Champs-Elysees в Париже, в честь 100-летия дягилевского триумфа, будут показаны все восстановленные балеты. Придется еще «Весну священную» по заказу парижан восстановить. Но организаторы «Русских сезонов ХХI века» намерены в 2010-2013 годах ежегодно, как и Дягилев, на несколько дней устраивать в Париже праздник русского искусства.
А пока «Русские сезоны-ХХI» гастролируют по России. Побывали уже в Новосибирске, Перми, Челябинске, Великом Новгороде. А в Красноярске приняли участие в фестивале балета. В Фонде имени Мариса Лиепы, председательствует в котором Андрис Лиепа, совместно с компанией «Олимпик Сити» разработали программу развития творческих возможностей человека начиная с раннего детства. Немалое внимание в ней уделено урокам танцев в образовательных детских учреждениях. «Дягилев выезжал в Париж, а мы ездим по России, – не без гордости говорит Андрис Лиепа. – Считаем, что «Русские сезоны ХХI века» должны быть широко представлены публике. Мы задумали тур от Москвы до Владивостока и надеемся, что в РЖД нам помогут. Мы думаем, что это должен быть специальный поезд, в котором несколько вагонов будут отданы «Русским сезонам». Люди в регионах очень заинтересованы в таких встречах. Не по ТВ, а в реальности они увидят Николая Цискаридзе, Илзе Лиепу, Марию Александрову, других звезд. Во всяком случае, когда мы разговаривали с учащимися хореографического училища в Новосибирске, это было очевидно. Общение с коллегами из столицы вдохновляет артистов, которые живут и трудятся в провинции. Сегодня артистов из регионов не очень-то приглашают продолжать образование в столице, как это делали раньше».
К инициативе Андриса Лиепы отношение противоречивое, но стоит учесть, с каким восторгом потомки первопроходцев относятся к этой идее. Они – в восторге. И внучка Брониславы Нижинской, и внук Николая Черепнина…
Нина КАТАЕВА