В Вене
В бывшей императорской резиденции Хофбург состоялся Третий Русский бал Традиция проведения Русских балов в Европе имеет давнюю историю, но с некоторых пор это стало модным трендом. Свой собственный Русский бал есть в Баден-Бадене, Лондоне, Брюсселе, Нью-Йорке, Таллине, Софии…
Традиция проведения Русских балов в Европе имеет давнюю историю, но с некоторых пор это стало модным трендом. Свой собственный Русский бал есть в Баден-Бадене, Лондоне, Брюсселе, Нью-Йорке, Таллине, Софии… Однако же идея сделать праздник a`la russe чутко, своими руками, и не просто на экспорт, а с отчетливо выраженными культуртрегерскими амбициями, и не где-нибудь, а в признанной столице балов Вене, появилась три года назад. И вряд ли кого удивит тот факт, что к ее рождению и реализации оказался самым непосредственным образом причастен худрук Мариинки Валерий Гергиев – о его знаменитых балах в Царском Селе, проходящих во время фестивалей «Звезды Белых ночей», ходят легенды.
Воплотить замысел помогла маэстро его давняя знакомая, коренная петербурженка, осевшая без малого двадцать лет назад в Вене, Наталия Алексеева-Хольцмюллер. Именно ее неиссякаемые оптимизм и энергия позволили Русскому балу впервые распахнуть двери венского Курсалона для поклонников русской культуры и искусства. Произошло это 12 января 2007 года – и Вена не смогла остаться к этому событию равнодушной. В авторитетнейшем рейтинге балов, коих в Вене за сезон проходит более 300, Русский с места в карьер занял почетное шестое место, разместившись по соседству с престижнейшими, имеющими вековую историю Балом Венского филармонического оркестра и Оперным балом. Пронять искушенную венскую публику удалось необычной концепцией – предложив гостям не столько танцы, сколько программу высочайшего художественного уровня, а также изысканный ужин. В тот раз кульминацией бала стало выступление солистов Академии молодых певцов Мариинского театра под аккомпанемент художественного руководителя Академии Ларисы Гергиевой.
Пообещав на радостях сделать Русский бал традиционным, организаторы слово свое сдержали, и на следующий год гостей встречали уже в более просторных залах Хофбурга, бывшей резиденции австрийских кайзеров, поскольку программа была задумана куда как широко. Дворцовый духовой оркестр Царского Села, хор Донских казаков, балет Венской государственной и Народной оперы, солисты Мариинского театра Екатерина Семенчук, Василий Герелло и Александра Иосифиди, ансамбль «Большой брасс» и сам маэстро Гергиев за дирижерским пультом!
Затаив дыхание, Вена ждала Третьего Русского бала. На этот раз за обеспечение «русского духа» на балу отвечала режиссер Ольга Маликова, отметившаяся недавно в Мариинке громкой премьерой оперы «Ночь перед Рождеством». На парадной лестнице Хофбурга гостей встречали персонажи, облаченные в русские костюмы разных эпох, а на белых мраморных стенах демонстрировались виды Санкт-Петербурга. В фойе ансамбль народных инструментов наигрывал мелодии старинных русских вальсов и романсов. Там же была устроена небольшая экспозиция театральных костюмов, привезенных с берегов Невы.
Но главная ставка была сделана на легендарный Мариинский балет. Танцевальные номера из знаменитейших русских балетов – и сводный оркестр, объединивший музыкантов «Мариинского брасса» и венского оркестра «Амбассад». Концертная программа, включавшая в себя произведения Чайковского, Римского-Корсакова, Шостаковича, Хачатуряна, Свиридова и, разумеется, Штрауса. Специальный гость бала – знаменитый скрипач и дирижер Максим Венгеров – продирижировал исполнением «Гимна Великому городу», посвятив его Санкт-Петербургу, и «Венгерского танца №5» Брамса, проявив недюжинное чувство юмора. Но главный сюрприз поджидал гостей в полночь, когда прима-балерина Мариинки Виктория Терешкина и Александр Сергеев исполнили невероятное по красоте и экспрессии «Танго» на музыку
А. Пьяццолы, поставленное специально для бала. Публика была покорена окончательно и бесповоротно...
Три года – маленький юбилей, время собирать предусмотрительно разбросанные некогда камни. Валерию Гергиеву в этот вечер был вручен специальный приз за особый вклад в популяризацию русской культуры и искусства за рубежом – символический Кубок «Жар-птица», специально изготовленный по эскизу художника Ивана Глазунова мастерами знаменитой венской фирмы Lobmeyr.
Помешать культурам двух великих держав продолжить свой животворный диалог не в силах ничто – даже глобальный финансовый кризис. Красота должна спасти мир – пусть спасает! Сейчас самое время.
Светлана ОСТУЖЕВА
Вена – Москва