Земное и небесное «Мосфильма»
Итоги 85 лет работы главной киностудии страны подводит ее генеральный директор, народный артист России Карен Шахназаров Фотокоры, проявившие фото Карена Шахназарова с пресс-конференции в РИА Новости по поводу 85-летия киноконцерна «Мосфильм», озадачились, чего было больше в речи гендиректора – позитива или негатива. Он и хмурился, и смеялся, и воздевал руки к небу. Разговор о проблемах и перспективах отечественного кино всех задел за живое и, по признанию самого Шахназарова, доставил ему удовольствие.
Фотокоры, проявившие фото Карена Шахназарова с пресс-конференции в РИА Новости по поводу 85-летия киноконцерна «Мосфильм», озадачились, чего было больше в речи гендиректора – позитива или негатива. Он и хмурился, и смеялся, и воздевал руки к небу. Разговор о проблемах и перспективах отечественного кино всех задел за живое и, по признанию самого Шахназарова, доставил ему удовольствие. – В течение последних трех месяцев мы видим резкое падение всех побед нашего кино, – не стал скрывать Карен Шахназаров. – Съемок нет вообще.� И не только у нас так обстоят дела – фирма «Кодак», с которой тесно сотрудничаем, продала пленки всего на одну картину. Копий для проката на «Мосфильме» сделано предостаточно, а негатив – то, что приходит во время съемочного процесса, – отсутствует полностью. Как человека, имеющего отношение к �кино, меня это не может не волновать. Хотя показатели за последний месяц, благодаря многопрофильной деятельности студии, и особенно монтажно-тонировочной лаборатории, у нас неплохие. Если ситуация будет углубляться, появится безработица. Известно, что у людей, работающих в штате студии, зарплата зависит от наличия работы. Не у дел оказались многие хорошие специалисты. Цены начинают снижаться, думаю, это скажется и на гонорарах актеров. Плюс ко всему, Министерство культуры не выработало систему господдержки. И бюджет в этом году подсократили, так что не думаю, что актуальным будет госзаказ.
Цены на билеты, конечно, должны снижаться, но пока этого нет, в отличие от провинции. У нас до 70 процентов продукции идет в прокат, и расценки на многие услуги мы снизили, в частности на печатание тиражей. Но в Москве открыто несколько новых лабораторий. Работают они почти без прибыли, а это означает, что выросла норма прибыли у прокатчиков.
Индустрия кино, как и другие сферы, пережила настоящий крах с развалом Советского Союза. А советская киноиндустрия была очень мощной, и если сравнивать с ней современное состояние российского кино, то победа будет не за ним. В 90-е годы кино России достигло отметки «ноль». Помню, как в 1994 году в Америке я снимал картину «Американская дочь» и приехал делать постпродакшн на «Мосфильм». В коридорах не было ни души, можно было кричать «ау». И мы гордимся, что за 10 лет построили мощную киноиндустрию, не уступающую никакой другой в мире. На студии производится до 70 процентов всей российской кинопродукции. Восстановлен кинопрокат. Российское кино по праву начинает участвовать в мировом процессе. Реализуем его в программах больших фестивалей. Провели фестиваль в Китае. В США впервые за всю историю в течение года были показаны 24 наши картины. За 10 лет доходы «Мосфильма» выросли в 10, а цены на кинопроизводство упали в 5 раз, и это говорит о� том, что существует реальная конкуренция. Но с точки зрения творчества считаю наше кино достаточно слабым, ниже среднего уровня и сильно уступающим советскому кино.
Когда я пришел на «Мосфильм», здесь работали Тарковский, Шукшин, Бондарчук, Гайдай, Шепитько, Климов, Кончаловский, Данелия – могу назвать до 50 имен режиссеров экстра-класса. Сегодня и пятерых не назову. А кино на самом деле – это прежде всего личности, хотя «земное» и «небесное» в нем переплетено. И если реальность построенной индустрии всем очевидна, то, что происходит «на небесах», вы никогда не поймете. И никогда не ответите на вопрос, почему в одни времена рождаются Шукшин и Тарковский, а в другие – нет. А возьмите 1924 год – голод, разруха в стране, а в кино работали Эйзенштейн, Довженко, Пудовкин, Дзига Вертов, Трауберг. И создали великое кино, по которому и сегодня, как по учебникам, учат молодых.
У них был стиль, понимаете? А искусство – это и есть стиль. «Александра Невского» Эйзенштейна где только ни показывали, вплоть до Пикадилли, и везде был успех. Или – Франция на грани революции, и вдруг появляется Бельмондо с картиной «На последнем дыхании», в которой есть стиль. Думаю, прав Николай Бердяев, утверждавший, что «свободы духа гораздо больше во времена, когда горят костры инквизиции». И история этому учит – возникновение итальянского неореализма в послевоенной Италии или «новая волна» во Франции. Убежден, шедевры рождаются тогда, когда внутри человечества что-то бурлит и люди думают. Наличие идей – это самое главное. Хорошо помню, как Марчелло Мастроянни рассказывал: «Мы в кафе стали сидеть только в 70-е годы, а то все на кухне, у нас ничего не было». А великое кино – было. Так что очевидно – человеку нужно нечто большее, чем 20 сортов колбасы и 30 сортов сыра. К сожалению, сегодня в России духовная жизнь, как бы это точнее сказать, очень слабенькая…
Карен Шахназаров сегодня ощущает себя на «Мосфильме» «реальным ветераном». Что совсем неудивительно для человека, которого в коридорах киностудии похлопал по плечу сам Смоктуновский. «В советские времена студии имели каждая свой характер, – рассказал Карен Шахназаров. – Был «Мосфильм» – с его� хлебосольством, толерантностью, некоторой безалаберностью. Лучшие режиссеры сюда съезжались из всех республик. Лотяну, Жалакявичус сняли хорошие фильмы, и они уже здесь. А «Ленфильм» отличался чопорностью, рационализмом, суховатостью в обращении. Точно сказано у Пушкина: «Петербург – это передняя, а Москва – девичья». К сожалению, сегодня студии становятся похожими друг на друга,� они становятся «территориями», как фильмы стали «проектами», а сценарии – «текстами».
А между тем образы студий складывались десятилетиями, обрастали мифологией. Вот на Киностудии имени Довженко есть яблоневый сад, который, по преданию, посадил сам Александр Петрович. Никто этого не видел, да это и неважно, главное, есть эта легенда. А на «Мосфильме» вам расскажут, как Пырьев умолял Яковлева сняться в «Гусарской балладе». Пришел в кабинет, упал на колени и пополз к нему со словами: «Юрочка, умоляю сыграть!» – пока тот не согласился. Или еще знаменитая история. Пырьев стоял у открытого окна студии, а внизу мимо проходил сценарист. И, на свою беду, поинтересовался: «Иван, ты прочитал сценарий, который я тебе дал?»� «Да», – последовал ответ. «Что скажешь?» «Сейчас скажу», – ответил Пырьев и выбросил рукопись в окно. Вы только представьте картину – над главной площадью «Мосфильма», кружась, летят листы сценария. Такова традиция «Мосфильма» – из этого складывалось все остальное».
Карен Шахназаров закончил снимать картину по рассказу Чехова «Палата №6». «У этого фильма интересная история, – сказал режиссер. – Задуман он был лет 20 назад, когда мы с Сашей Бородянским, постоянным моим соавтором, познакомились с итальянским продюсером и решили сделать фильм. Остановились на чеховском рассказе. А весь фокус был в том, что роль доктора Рагина должен был играть Марчелло Мастроянни. Мы уже начали работать, а сюжет, надо сказать, перенесен в современность, и �это очень не нравилось итальянцам, особенно Мастроянни. Для мегазвезды такого уровня подобные эксперименты представлялись дерзким занятием. Меня все время уговаривали «поменять концепцию», я не хотел, и в результате мы расстались по-хорошему. Многие мотивы были использованы потом в «Цареубийце», а закончив снимать «Исчезнувшую империю», я вдруг увидел в Володе Ильине, который находится в замечательной форме, доктора Рагина.
В те дни в Италии, сравните с нашими юбилеями, я побывал на 60-летии Мастроянни. Впятером – с продюсером, художником и близкой подругой актера – посидели в кафе, выпили вина. Никаких приветствий от президента, вручения орденов, зачитывания телеграмм. Никаких высоких гостей, а в то время еще был жив Федерико Феллини…»�
До сих пор кинопродукция составляла около 70 процентов, а сейчас, снимая сериал, делают и фильм, или наоборот. Эту телекиноиндустрию мне трудно понять, как и во всем мире, она очень связана.
В Беларуси российские режиссеры продолжают активно снимать кино, выходит дешевле. Но из бывших союзных республик наиболее тесно сотрудничаем, пожалуй, с режиссерами из Казахстана. Многие делают у нас постпродакшн, и вообще мы дружим. Мы же вместе учились, росли. А совместные проекты есть с Польшей и – после долгого перерыва – с Кубой. Но в целом не очень много контактов.
– Говоря об отсутствии стиля в российском кино, особенно молодом, совсем не хочу сказать, что в этой сфере дела обстоят хуже, чем, скажем, в театре или литературе, – подвел итоги Карен Шахназаров. – Эта тенденция характерна не только для России, на Западе дела обстоят не лучше. Вот, скажем, фильм «Английский пациент», получивший «Оскар», потерял для меня интерес, как только я услышал, что герой, который 10 дней брел по пустыне, стал спрашивать что-то о девушке. Он должен был сказать: «Дайте пить!..» Это то, что называется правдой искусства. Правда искусства призвана к тому, чтобы открывать правду жизни. В этом все дело. И я не сказал, что прорывов у нас совсем нет и на всем надо ставить крест. Надо работать!..
Записала Нина КАТАЕВА
Фото Владимира КОРОБИЦЫНА