САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Человек есть зеркало Вселенной

Фантастический мир будет жить ровно столько, сколько будет существовать человечество, считает белорусский писатель-фантаст Геннадий АНУФРИЕВ Имя Геннадия Ануфриева, члена Союза российских писателей и Союза писателей Беларуси, хорошо известно любителям фантастики. Он автор белорусских литературных журналов «Неман», «Новая Немига литературная», а также российских – «Искатель», «Мир фантастики». Составитель антологий фантастических произведений, среди которых – «Продается планета», «Обнаженное Солнце», «Крылья ночи». Писатель акцентирует внимание читателей на проблемах будущего и прежде всего на том, как освободить нашу планету от зла.

Фантастический мир будет жить ровно столько, сколько будет существовать человечество, считает белорусский писатель-фантаст Геннадий АНУФРИЕВ

Имя Геннадия Ануфриева, члена Союза российских писателей и Союза писателей Беларуси, хорошо известно любителям фантастики. Он автор белорусских литературных журналов «Неман», «Новая Немига литературная», а также российских – «Искатель», «Мир фантастики». Составитель антологий фантастических произведений, среди которых – «Продается планета», «Обнаженное Солнце», «Крылья ночи». Писатель акцентирует внимание читателей на проблемах будущего и прежде всего на том, как освободить нашу планету от зла. – Геннадий Григорьевич, фантастика, популярная на Западе, у нас, согласитесь, недооценивалась. От корифеев и сегодня можно услышать разочарование…
– Кир Булычев, с которым мне посчастливилось встречаться и переписываться, однажды заметил: «Когда говорят – писатель-фантаст, подразумевают нечто вроде – «он танцор, но, конечно, не из Большого театра, а чечеточник». А по поводу недооценки редакторами журналов и издателями читательского интереса к этому жанру могу привести исторический пример. В начале 30-х годов ХХ века в СССР перестали выходить журналы «Всемирный следопыт», «Мир приключений», активно печатавшие фантастику. Тогда в цене были лишь рассказы о передовиках производства. Так вот, редакции были завалены письмами: читатели требовали фантастики! Появился даже призыв: «Верните Александра Беляева!» И читатели победили.
С романов Беляева и, конечно, Жюля Верна началась в далеком детстве и моя любовь к фантастике. Потом были десятки «проглоченных» произведений, в том числе белорусских авторов – Я. Мавра, Н. Гомолки, В. Шитика. Перебрасывая мосты через пространство и время, они будили воображение и, очевидно, удовлетворяли потребность в познании этого удивительного, блистающего (говоря словами Александра Грина) мира. Мне кажется, сегодня издатели все больше осознают конструктивную роль фантастики в жизни общества, преодолевают предубеждение против этого литературного жанра.
– В прессе сообщалось, что еще четверть века назад руководители ведущих корпораций на Западе обязали научно-технический персонал читать фантастику. Поскольку она способна «строить» будущее в сознании человека, раскрепощать сознание и воображение. Кроме того, фантастике приписывают способность придавать человеческому интеллекту импульс для выработки новых, неординарных решений.
– Фантастика – настоящий кладезь идей и предвидений. Удивительно, но в 1944 году в рассказе малоизвестного американского автора с поразительной точностью был описан ядерный взрыв! И хотя работа над атомным проектом была засекречена, ФБР не могло поверить, что это плод художественного воображения. Характерно, что и наши классики обращались к фантастике. В рассказе Якуба Коласа «Под Новый год» герой, пролетая над Землей, любуется ее красотой, но также видит и последствия Голода, Войн, Болезней, с которыми надо бороться. Это аллегория. А Янка Купала, имея в виду прежде всего Максима Богдановича и Владимира Короткевича, говорил прямо: «Обращаясь к фантастике в своем творчестве, писатели становятся пророками».
В рассказе «Вся мерзость мира» я попытался представить, как потомки отправляют горы отходов в прошлое – на наши головы! Надеюсь, в будущем эту проблему решат иначе, допустим, отправляя отходы в грандиозную природную «топку» – на Солнце, предварительно доставив на околоземную орбиту «космическим лифтом». Эту идею еще в 60-х годах прошлого века предложил ленинградский инженер Арцутанов, а позднее творчески разработал английский фантаст Артур Кларк в романе «Фонтаны рая». Наш соотечественник, гомельский изобретатель Юницкий, оформил ее в виде ОТС – Общепланетного транспортного средства. А после открытия японцем Иишимой углеродных нанотрубок, дающих возможность получить прочнейшую наноленту-трос, эта идея обрела форму международного научно-технического проекта. И подобных примеров рождения идей одновременно в головах ученых и фантастов множество.
– В 2007 году в издательстве «Мастацкая літаратура» вышел первый сборник фантастических произведений белорусских авторов «Люстэрка Сусвету», в котором вы участвуете. Раскуплен почти весь 2-тысячный тираж. Чем, по-вашему, авторы-составители привлекли внимание читателей?
– Полагаю, тем, что за красочным научно-техническим и фэнтезийным антуражем (который сам по себе привлекателен для читателя, особенно молодого) стоит человек, отстаивающий Добро, Справедливость, Любовь. Не случайно эпиграфом к повести, давшей название книге, послужили слова философа Лейбница: «Человек есть зеркало Вселенной». Даже географические названия мест, где разворачивается действие, близки читателям – Минск, Лепель, Червенский район.
Вообще, чистого вымысла, абсолютного продукта творческой фантазии не существует. Самый безудерржный фантаст не выдает нечто совершенно небывалое и невозможное, а синтезирует образы из своего опыта. Напомню, столь востребованное фантастами слово «робот», придуманное художником Йозефом Чапеком, братом Карела Чапека, происходит от старинного чешского слова robota, обозначающего труд крестьян в феодальных поместьях. Упомянутый мной Артур Кларк сказал: «Фантастика как никакая другая литература обращена к реальности». Сборник «Люстэрка Сусвету», который многие называют антологией современной белорусской фантастики, подтверждает эту парадоксальную на первый взгляд мысль.
– В 2008 году «Мастацкая літаратура» издала второй сборник – «У зенiце – Антарэс». Насколько знаю, почти готов и третий. Дай Бог, чтобы книги этой серии стали выходить регулярно. Несмотря на обилие зарубежной фантастики, нехватка серьезной отечественной литературы, в которой моделировались бы процессы человеческого общества, ощущается.
– Критика в целом благожелательно встретила выход второго сборника белорусской фантастики, отметив, что «составители и издательство «Мастацкая лiтаратура» делают хорошее дело». Довольны и читатели, увидевшие в книге имена как уже полюбившихся, маститых авторов (Л. Рублевская, А. Федоренко, В. Цветков, В. Кастрючин), так и новичков в этом жанре (Э. Кузнецова, Н. Дивина). Следующий сборник представит читателю гораздо больше новых имен. В нашем портфеле произведений – не на одну антологию. Это неудивительно, ведь Беларусь – поистине фантастическая страна! Она находится на стыке цивилизаций – восточной и западной. Богатейшая история, культура, мифология, интереснейшее искусство. А сколько великих имен она дала миру – ученые, конструкторы, художники, путешественники! Какую область человеческого прогресса ни возьми, всюду белорусы оставили яркий след.
– И все же, Геннадий Григорьевич, выживет ли, по-вашему, фантастический жанр?
– Он будет жить ровно столько, сколько будет существовать человечество. Ибо раздвигает границы познания, привлекает внимание к проблемам, которые могут возникнуть в будущем. В рассказе австралийца Ли Гардинга «Поиски» герой ищет уголок настоящей природы. Но вокруг лишь город с металлом и пластиком. Наконец он находит прекрасный парк, но все в нем – трава, деревья, цветы – оказывается искусственным. Герой с ужасом убеждается, что и сам он – искусственное существо. Картина «синтетической цивилизации» есть и в повести белорусского писателя Г. Попова «За тридевять планет», лишь люди в ней остаются людьми. Показывая человечеству альтернативные пути, фантастика помогает выбрать самый правильный, она добавляет человеку зоркости. Так что не будет преувеличением сказать, что человечество будет жить, пока будет течь живая река фантазии.

Беседовала
Елена КОНЫШЕВА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Глава секретной службы США Кимберли Читл ушла в отставку после покушения на Трампа
  2. Москвичам начнут платить почти ₽2 млн за контракт с Минобороны
  3. WP: Байден выступит с речью, посвященной решению выйти из президентской гонки
  4. Организации, где учредителями выступают зарубежные госорганы, могут быть признаны в России нежелательными
  5. Вячеслав Володин предложил создать комиссию по вопросам миграционной политики
  6. Илон Маск сравнил блокаторы полового созревания с препаратами для стерилизации
  7. Зеленский заявил, что понимает необходимость завершить конфликт как можно скорее
  8. Порошенко перепутал Майка Джонсона с Майклом Джексоном
  9. Госдума вводит наказание до двух лет лишения свободы за пропаганду наркотиков
  10. Володин: Ротация депутатов, занимающих руководящие должности, позволяет повысить эффективность работы Госдумы
  11. Володин о западной «демократии»: они сами себя съедят
  12. Принят закон о режиме высылки мигрантов из России
  13. Венгрия не одобрит выделение 6,5 млрд евро на оружие Украине из-за остановки транзита нефти
  14. В России семьи с детьми смогут получить остаток маткапитала в виде единовременной выплаты
  15. Владимир Путин провел встречу с новым главой Счетной палаты

Парламентское Собрание

Большая часть союзного бюджета уходит на социальные проекты

От Бреста до Владивостока у каждого должны быть равные возможности для развития, труда и творчества.

МНЕНИЯ

Никому не нужный Джо

Анатолий Заусайлов

В американской гонке за место в Белом доме, что ни неделя, то новый сюжет.

Байден переходит в режим «хромой утки»

Леонид Слуцкий

Еще в субботу хозяин Овального кабинета не собирался выходить из президентской гонки.

Месье Шариковы с дуба рухнули

Олег Зинченко

Скоро Франция как шелудивый пёс начнёт охотиться за собственным хвостом.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также