САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Хозяйка сказочного дома

Заслуженному деятелю искусств Беларуси Нинель Счастной – 75 Нинель Счастная проиллюстрировала более 30 книг, занималась станковой графикой, росписями стен, мозаикой, витражами, керамикой и стеклом. Разрабатывала интерьеры. Ею открыт новый вид живописи на стекловолокне и предложена «молекулярная» манера живописи. В 70-е годы Нинель Ивановна разработала уникальные витражи, которые были названы «пространственными композициями из металла и стекла с искусственным освещением».

Заслуженному деятелю искусств Беларуси Нинель Счастной – 75

Нинель Счастная проиллюстрировала более 30 книг, занималась станковой графикой, росписями стен, мозаикой, витражами, керамикой и стеклом. Разрабатывала интерьеры. Ею открыт новый вид живописи на стекловолокне и предложена «молекулярная» манера живописи. В 70-е годы Нинель Ивановна разработала уникальные витражи, которые были названы «пространственными композициями из металла и стекла с искусственным освещением». У Нинель Счастной более 50 персональных выставок – в Беларуси, странах дальнего и ближнего зарубежья. Ее кисти принадлежат портреты Евфросиньи Полоцкой, Франциска Скорины, Ивана Федорова, Янки Купалы и других просветителей и деятелей культуры Беларуси. Работы художника находятся в музеях, галереях и частных коллекциях разных стран мира. Она автор книги «Искры моей жизни», изданной в 2001 году «Белорусским Домом печати».
– Проходи, будем беседовать, – сказала Нинель Ивановна, и в чашечки из тончайшего китайского фарфора был разлит ароматный чай. Было приятно сидеть на мягком диване около круглого столика под зеленой скатертью, рассматривать большие и маленькие картины, старые комоды, семейные фото-снимки, прозрачные стеклянные фигурки на высоком, почти до самого потолка, подоконнике мастерской. Заговорили о творчестве, сравнимом разве что со Вселенной. Нинель Ивановна попыталась образно представить ее:
– Мне кажется, что Вселенная – это нечто круглое, пульсирующее, способное рождать… А вот квадрат, в особенности черный, ничего рождать не может…
– Это вы о Малевиче?
– И о нем тоже. Все восхищаются его «шедевром», а художник сам говорил, что его «Черный квадрат» – тупик всякого искусства, далее идти некуда. В студенческие годы каждый старается выбрать свой путь. Помню, что только при Хрущеве мы узнали о Кандинском, Малевиче, Филонове, западноевропейских художниках. Я увлеклась постимпрессионизмом. А это – одна из ступенек реализма, только реалии подаются с величайшим чувством. Вообще в искусстве часто происходило так – например, Жан Энгр, сделав шаг в сторону от основного направления, оказался очень модным и востребованным.
– А как у нас в Беларуси насчет модных личностей?
– У нас тоже есть художники, которые нашли в реалистической живописи свой особенный, живописно-графический, почерк. Таким был Николай Селещук. В этом направлении работает Валерий Шкаруба. На полотнах Леонида Шчемелева – неповторимые наши зимы. Я очень радуюсь за тех, кто нашел в реализме нечто свое.
– Бывая на выставках, организованных вами к 8 Марта, каждый раз удивлялась чувственности женских работ. Есть ли нечто особенное в женском искусстве?
– Женщины пишут чаще всего то, что им нравится, а не то, что будут у них покупать. В целом это светлое искусство, потому что женщина – мать на земле. Но и среди них есть разрушительницы. С местечковой психологией, вторичностью. Искусство вообще под угрозой разрушения, и идет эта волна с Запада. Теперь, когда твои полотна напоминают нечто реальное, это уже считается не модным. Подавай чистую абстракцию, где полностью уничтожается материя. А как существовать человеку? Что остается? Молодежь «чернеет» на глазах. И искусство «почернело». Слава Богу, остается еще душа, и она, бессмертная, ищет выход. Да и некоторые художники опомнились: «Хватит, надо спасаться! Иначе погибнем».
– Как же разобраться начинающему художнику в лабиринте мировоззрений?
– Он должен решить, с кем он – с созидателями или с разрушителями. Когда мне кто-то говорит, что в искусстве ничего не понимает, я отвечаю: все просто, приходи на выставку и смотри. Если после увиденного тебе захочется писать стихи, танцевать, петь, любить, значит, ты видел то, что вызвало эти светлые чувства. Когда же после выставки тебе хочется кричать, уничтожать и ты входишь в черноту, значит, столкнулся с чем-то плохим. А если мы творения Божьи, то должны прислушиваться к Нему и созидать. Здесь напрашивается параллель с родителями. Что мы чаще всего говорим им? «Я сам (сама) знаю, что делать». И часто совершаем ошибки. Но ведь родители не пожелают плохого. Так и Бог желает нам блага. Только надо услышать в себе Его голос.
– Потому-то у вас нет ни одной «черной» картины.
– Я не имею на это права. А может, мне было подсказано, как надо работать. Когда я писала чернобыльскую деревню, было странное ощущение, что получается схема, нечто холодное. Потом словно озарение пришло: надо помолиться за нашу многострадальную землю! И когда на картине появился образ Троицы, мне сделалось тепло, стало интересно и легко работать.
– А какова судьба ваших витражей? Это же настоящие шедевры! Раньше считалось счастьем иметь в интерьере стеклянные чудеса от Счастной.
– Это было раньше. В энциклопедии даже написано – «уникальные произведения». Помню, как работала над 5-метровым витражом «Цветы льна». Ни один цветочек нельзя было повторить, а он из нескольких стеклышек состоял, и их из разных цветов приходилось сплавлять. И все своими руками. После реконструкции здания, где этот витраж находится, его, конечно, не убрали, поскольку он входит в реестр охраняемых государством произведений искусства, но прикрыли снаружи стеклянной стеной, где разместили рекламу. Вот так уважили. И не только моих витражей это касается. Сколько гобеленов, уникальной керамики, созданных крупными мастерами, оказываются ненужными. Не пора ли задуматься: что мы оставим своим детям и внукам? Вот в маленькой Швеции оставляют каждую мелочь. Там рядом со старым памятником ставят второй, а через некоторое время еще и современную конструкцию. Может, так и надо? Зачем разорять? Поставь свое рядом. Пусть люди оценят.
– Да вы настоящий философ!
– Домашний. Для дома с оркестром. На даче я Гауди и Сальвадор Дали одновременно! Я там уже много лет играю в какую-то игру. Как когда-то моя дочь Лада (светлая ей память) сделала многоэтажный кукольный дом для своей дочери Ники, так и я построила дачный дом для всех нас. У меня он растет не ввысь, а вширь. Так Дали когда-то купил несколько рыбацких домиков и объединил их под одной крышей. Получился настоящий замок, в котором он сделал множество переходов. Когда я побывала в его музее, то поняла, какой это был хулиган и весельчак. Ну, например, около бассейна у него лежит огромнейший удав, сшитый из ткани, или тыква из мешковины, на которую можно присесть; стоят царские троны, а из стены выступает гипсовая рука, на которую можно повесить шляпу… Это же весело! Я смотрела и думала: как же умел наслаждаться жизнью этот человек!.. Ну, а у меня на даче – множество дверей и стеклянных стен, в мастерской потолок прозрачный: можно видеть солнце и луну, наблюдать за дождем. В другой мастерской я поставила березовые столбы и назвала ее «березовой рощей». На веранде у меня пол на два метра не доходит до земли, он словно висит в воздухе… А из земли растут помидоры. Когда они вырастают, в доме появляется зеленый огород, и я, не вставая с дивана, протягиваю руку и срываю красный помидор. И говорю: «И кто сказал, что я не Емеля?!»
– На знаменитой даче мне приглянулась веранда со стеклянной стеной. Это же мечта поэта: за окнами – лес, пойма реки; живая картина, постоянно меняющаяся!.. Это питает душу, дает силы. Чтобы сделать такой сказочный дом, надо быть большой труженицей.
– Может быть. Я все делаю сама – пилю доски, забиваю гвозди, копаю землю, кошу траву. Мне приятна физическая работа. Так мне удается перехитрить себя: наработаюсь, а потом прихожу в мастерскую и делаю вид, что живопись – мое хобби. И с таким наслаждением пишу картины!.. А когда работаю над портретами, живу жизнью своих героев. Заканчивается тем, что они становятся моими друзьями. Продержаться бы еще в теперешнем состоянии – замыслов у меня на 500 лет вперед!..
Мне удалось побывать на юбилее Нинель Счастной на историко-филологическом факультете Полоцкого университета. Там есть постоянная экспозиция ее работ. Когда мы шли по городу, нам встретилась женщина с букетом цветов. Увидев Счастную, она воскликнула: «Нинель Ивановна, примите этот букет! Мы очень вас любим! Спасибо вам за ваше искусство!» А нас с художником связывает тоненькая книжечка моих стихов, изданная к республиканскому празднику – День Матери. Она оформлена работами Нинель Счастной.

Валентина ПОЛИКАНИНА
Фото автора

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Александр Лукашенко дал политическое убежище польскому экс-судье Томашу Шмидту
  2. Дмитрий Мезенцев принял участие в заседании коллегий МИД Беларуси и России
  3. Картошку от Александра Лукашенко посадят в горах Дагестана
  4. Вячеслав Володин: Владимир Путин принял решение, которое мы поддерживаем
  5. Сергей Лавров: РФ и Беларусь будут добиваться справедливости, используя оставшиеся международные правовые инструменты
  6. Сергей Лавров и Максим Рыженков обсудили подготовку заседания Высшего госсовета Союзного государства
  7. Главы МИД РФ и Беларуси подписали заявление об общем видении Евразийской хартии
  8. Сергей Лавров заявил, что Беларусь сможет участвовать во всех мероприятиях БРИКС
  9. Сергей Лавров: Зеленский испугался ответа на применение дальнобойных ракет
  10. ВЦИОМ: Уровень доверия россиян Владимиру Путину составил 78,8%
  11. Александр Лукашенко пообещал отключить интернет в случае новых беспорядков в Беларуси
  12. Сергей Лавров и Максим Рыженков возложили цветы к Вечному огню Брестской крепости
  13. Виктор Орбан призвал не относиться к словам Владимира Путина как к болтовне или уловке
  14. Александр Лукашенко обсудил со студентами информационные войны, геополитику и «перамены»
  15. Владимир Путин высказался за укрепление отношений с Сенегалом в разговоре с лидером страны

Парламентское Собрание

Николай Бурляев: Вклад в семью – это вклад в наше будущее

В Гродно открылся постоянно действующий семинар при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России

Политика

Вдарим по киевской и прочей орде так, что мокрого места не останется

Даже упоротым оптимистам стало очевидно, что Запад войну проигрывает. Байден и его европейские шакалы решили рискнуть.

МНЕНИЯ

Прилет по приглашению

Павел Родионов

«Опять зеленеет орешник. Орешник под нашим окном».

Любой каприз за ваши деньги

Павел Родионов

Дональд Трамп, как говорят, задумал коварную штуку, которая может здорово прополоть грядку американского ВПК.

Столицы России и Беларуси занимают почётные места в мировых рейтингах

Валерий Чумаков

Всему на свете когда-то неизбежно наступает конец. Вот и русофобия, судя по многим параметрам, постепенно теряет популярность даже в самых недружественных странах.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также