Улыбка Бомарше под крещендо Россини
В «Новой Опере» поставили «Севильского цирюльника» …Московский театр «Новая Опера» был создан в 1991 году по инициативе художественного руководителя театра Евгения Колобова (1946-2003) и мэра Москвы Юрия Лужкова и вскоре приобрел славу одного из лучших оперных коллективов России. Такие люди, как Евгений Владимирович, как яркие кометы, возникают среди нас, когда всему вокруг начинает грозить опасность.
…Московский театр «Новая Опера» был создан в 1991 году по инициативе художественного руководителя театра Евгения Колобова (1946-2003) и мэра Москвы Юрия Лужкова и вскоре приобрел славу одного из лучших оперных коллективов России. Такие люди, как Евгений Владимирович, как яркие кометы, возникают среди нас, когда всему вокруг начинает грозить опасность. В 1991 году под угрозой была жизнь целого государства, и Евгений Колобов, руководивший в ту пору Московским музыкальным театром им. Станиславского и Немировича-Данченко и еще со времен учебы в Хоровом училище при Ленинградской хоровой капелле на Мойке усвоивший, что «главным в его жизни будут родина, родители и музыка», похоже, почувствовал, что поможет всем сразу, если создаст новый театр. Благо, единомышленники были, и мэр Москвы поддержал. А самое главное – у Евгения Владимировича еще со времен работы в Свердловском театре оперы и балета, когда он поставил на итальянском языке «Силу судьбы» Верди, была слава открывателя оперных шедевров. Да и само слово «опера» Колобов переводил как «творчество». «Пират» В. Беллини, «Мария Стюарт» Г. Доницетти, «Валли» А. Каталани, «Борис Годунов» (в первоначальной авторской редакции), «Гамлет» А. Тома – все эти названия были открыты зрителям России Колобовым.
Звезда «Новой Оперы» разгорелась так ярко, что о театре заговорили как о явлении, обещающем в скором будущем стать театром мирового масштаба. Но 15 июня 2003 года «неистового маэстро», как называли Евгения Колобова, не стало…
В хоре соболезнований не замедлили раздаться голоса, вещавшие о том, что век «Новой Оперы» предрешен. Сподвижники Колобова – директор театра Сергей Лысенко, дирижер и главный хормейстер, и председатель художественной коллегии театра Наталья Попович, его вдова – обратились к друзьям тетра. В честь маэстро в «Новой Опере» дали концерты Юрий Темирканов, Юрий Симонов, Владимир Спиваков. Темирканов стал приглашенным главным дирижером «Новой Оперы», открыл Фонд Евгения Колобова и учредил премию «За беззаветное служение оперному искусству», которая вручена уже нескольким лауреатам.
В январе в театре проходит
V фестиваль «Крещенская неделя», в котором принимают участие звезды мировой оперной сцены – дирижеры Эри Клас, Ян Латам-Кёниг и Антонино Фольяни, певцы – Эльмира Веда, Фернандо Портари, Майкл Хендрик, Джованни Меони, Джорджио Чебриан. В программе – оперы «Риголетто» и «Набукко» Дж. Верди, «Евгений Онегин»
П.И. Чайковского, «Лоэнгрин»
Р. Вагнера, в концертном исполнении – «Князь Игорь» А. Бородина. Зрители услышат кантату Сергея Прокофьева «Александр Невский» и музыку к фильму «Иван Грозный» в сопровождении кадров из фильмов Сергея Эйзенштейна. Как всегда, на фестивале состоится гала-концерт «Приношение Евгению Колобову», на котором прозвучат произведения, оркестрованные самим маэстро. Закончится фестиваль действом «Viva Puccini!» – в честь 150-летия итальянского композитора Джакомо Пуччини.
Правду говорят, что не тот руководитель хорош, который умело управляет процессом, а тот, в отсутствие которого работа спорится. Из театра после того, как его навсегда покинул основатель, не ушел ни один человек. А атмосфера вдохновения, которая всегда царила в «Новой Опере», и сегодня поддерживается дирижерами – Эри Класом, Евгением Самойловым, Анатолием Гусем, Сергеем Лысенко, Дмитрием Волосниковым, Валерием Крицковым. Зрители по-прежнему «ловят» лишние билетики и приезжают в театр за тысячи верст. Два года назад на «Крещенской неделе» в «Новой Опере» я спросила сподвижников Евгения Владимировича: не страшит ли их то, что идеи основоположника рано или поздно могут иссякнуть? «Страшит, конечно, – ответила Наталья Попович, – но пока есть над чем думать». Репертуар театра основан как на авторских редакциях Евгения Колобова: «Руслан и Людмила» Глинки, «О, Моцарт! Моцарт…» (по опере «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова и «Реквиему» Моцарта), «Евгений Онегин» Чайковского, «Травиата» Верди, «Первая любовь» Головина (в режиссуре Е. Колобова), так и на популярных операх «Снегурочка» и «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Демон» Рубинштейна, «Волшебная флейта» Моцарта, «Норма» Беллини, «Любовный напиток» Доницетти, «Набукко» и «Риголетто» Верди, «Сельская честь» Масканьи, «Паяцы» Леонкавалло, «Искатели жемчуга» Бизе. Театру принадлежат первые в России, как сказано выше, постановки нескольких опер. Кроме того, труппой освоен новый жанр – творческого портрета известных композиторов и музыкантов: «Мария Каллас», Viva Verdi!, «Винченцо Беллини», «Рихард Вагнер», «Россини», Bravissimo! Всего в репертуаре «Новой Оперы» более 70 опер и концертных произведений.
Тогда же я поинтересовалась у Натальи Григорьевны, было ли, на ее взгляд, Евгению Колобову предназначение создать такой уникальный театр или все получилось случайно. «На мое чутье, да, – ответила она, – все дано ему было свыше, хотя судьба идет к тому, кто способен ее осуществить. Каждому дается по его силам».
Два года назад, к 60-летию Евгения Колобова (он родился 19 января), в театре выпустили роскошный фотоальбом. Калейдоскоп событий и лиц очень известных людей. Взгляд останавливала фотография кудрявого малыша с дирижерской палочкой. Это внук Евгения Владимировича Артем, который, как знать, возможно, продолжит дело деда…
Пожалуй, нет в мире второй такой оперы, на которую зритель отправлялся бы столь целенаправленно. За ощущением радости жизни. Оперу-буфф «Севильский цирюльник», написанную 24-летним Дж. Россини в 1816 году, знают во всем мире, и интерпретаций за минувшие почти два века она претерпела немало. В «Новой Опере», провозглашающей своим кредо «смелое новаторство», с шедевром Россини поступили действительно смело. Трио постановщиков – музыкальный руководитель и дирижер Эри Клас и специально приглашенные из Англии режиссер Элайджа Мошински (снова наш, между прочим, его бабушка родилась под Киевом в 1905 году, а дед – в Одессе) и сценограф Энн Тилби – окунули героев Бомарше и Россини в мир чаплиниады.
Да-да, действие происходит в
20-е годы прошлого века, во времена немого кино, и об этом вам хорошо скажут платья и прически Розины (Галина Королева), а также пиджаки и жилеты графа Альмавивы (Георгий Фараджев) и самого цирюльника Фигаро (Илья Кузьмин). Найдете и чаплинский котелок, и его трость, узнаете и господина с отклеившимся усом на огромном портрете под вывеской цирюльни. Правда, костюмы будут не черно-белыми, а вызывающе яркими, с дерзким сочетанием цветов. Вот Фигаро в розовом пиджаке, Бартоло (Анатолий Григорьев) – в малиново-зеленом одеянии. В одной сцене и задник будет расчерчен геометрическими черно-желтыми фигурами. Вообще, оформление сцены напоминает о манере русских авангардистов, работавших в разных стилях – от кубизма до супрематизма.
Сценография Энн Тилби подчинена главной идее режиссера – сделать акцент на сатире комедии Бомарше. Режиссер освободил персонажей «Цирюльника» от романтического флера и вообще от всего того, что налипло на них за 192 года постановок. Взять хотя бы первую сцену под балконом Розины, куда влюбленный граф Альмавива приводит группу поддержки в виде джаз-банда времен Чаплина. И парни в клетчатых пиджаках и ярких шортах, кое-кто разъезжая на велосипедах, поют едва ли не джаз во время серенады героя – заметьте, опера идет на итальянском… В опере и сам цирюльник иной – он жёсток и даже опасен, вспомним сцену, когда он бреет трех клиентов, пикантно задерживая руку с бритвой у горла каждого. Ох, не случайно они так смешно визжат. Жест этот красноречив. Фигаро-2008, конечно, добрый малый, но лишь до границ, где не затронуты его интересы.
Зрители с интересом наблюдают за тем, что происходит в комнатах огромного дома, где живет Розина с влюбленным в нее опекуном – доктором Бартоло. «Я не хочу соответствовать какому-то определенному направлению – будь то авангард или стиль традиционный, – заявлял режиссер журналистам. – Я работаю в своем, индивидуальном стиле, но придерживаюсь принципов английской режиссерской школы. Это значит: всегда идти от текста, тем более в комической опере, где весь юмор в речитативах. Герои Россини немного наивны, и я хотел бы эту наивность показать». И, удивительная вещь, искушенный зритель с удовольствием дает вовлечь себя в мир интриг, переодеваний, розыгрышей, обманов, и чем очевиднее наивность героев, тем большее удовольствие он получает. В предпремьерном показе «Цирюльника» пели молодые артисты, они играли с большим задором, и самые убедительные образы получились у Георгия Фараджева и Алексея Антонова. Потому такой смешной вышла сцена, в которой Альмавива явился в дом Бартоло на тайное свидание с Розиной. Одет он был, как высоченный и очень худой Дон Базилио, а по росту и комплекции – полная противоположность ему, и, конечно же, нос к носу столкнулся с ним в доме. Зрители смеются, а то и хохочут в голос, наблюдая эту комедию положений, эти полуопереточные приемы, и тайна сия велика есть…
Как известно, Дж. Россини, писавшего свои гениальные арии и увертюры в течение времени, требуемого для варки риса или переписки нот опытным переписчиком, называли «синьором Крещендо». За умение неожиданно создавать в музыке эффект нарастающей звуковой лавины – за счет ускорения темпа и усиления громкости звучания, а также за счет вступления множества голосов в исполнение музыкального фрагмента. Этот прием блистательно использован Россини в «Цирюльнике», но у музыкальных критиков, судя по отзывам, большие претензии к оркестру «Новой Оперы» именно по этой части. Пишут, что нет блеска, есть звуковой разброд… То же самое говорят лингвисты по поводу звучания итальянского.
В финальной сцене, заполненной всеми участниками оперы, едва не в полсцены загорается слово AMORE. Как на новогодней елке. И как тут не привести строки Игоря Северянина:
Оркестровать улыбку Бомарше
Мог только он, эоловый Россини.
Что скрывать, «улыбка Бомарше» над финальной сценой восходит. И сам маэстро Россини, похоже, простил бы шероховатости премьер, видя, с какими глазами зрители устремляются в антракте в буфет, а после спектакля за своими пальто. Известно, что композитор считал, что высокая кулинария и прекрасная музыка – два древа одного корня, и по этой причине заземленный «Цирюльник-2008» понравился бы ему от души.
Нина КАТАЕВА