САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Музыка нас связала

«Бумбокс» – новая волна украинской музыкальной экспансии На фоне непростых политических отношений России и Украины в последнее время ситуация, которая складывается в культурном взаимодействии двух народов, действительно радует. Украинский зритель и слушатель по-прежнему смотрит российские каналы, ходит на российские театральные постановки, посещает концерты российских звезд шоу-бизнеса и рок-сцены.

«Бумбокс» – новая волна украинской музыкальной экспансии

На фоне непростых политических отношений России и Украины в последнее время ситуация, которая складывается в культурном взаимодействии двух народов, действительно радует. Украинский зритель и слушатель по-прежнему смотрит российские каналы, ходит на российские театральные постановки, посещает концерты российских звезд шоу-бизнеса и рок-сцены. Однако Украина не только поле для «русского культурного десанта», но и полноценный экспортер культурного продукта, особенно по части музыки. За годы независимости на Украине родилось или окрепло много талантливых групп, завоевавших признание не только на родине, но и в России. Это и рокеры «Вопли Видоплясова», и хип-хоп команда «Танок на Майдане Конго», и брит-поповые «Океан Эльзы», и уже, к сожалению, несуществующий регги-дуэт «Пятница». Да и не только украинская «альтернатива» по душе русскому уху, украинская поп-музыка не уступает ей в востребованности: «Виа Гра», Верка Сердючка – поистине любимцы публики.
Но если говорить о вкусах более интеллектуального, «воспитанного» слушателя, то нельзя не вспомнить о достаточно молодой, но уже признанной публикой и музыкальными критиками украинской команде «Бумбокс» (на английском – тип переносного аудиоцентра). Группа представляет собой лаконичное трио: Андрей Хлывнюк – вокалист и автор текстов, Андрей Самойло – гитарист, Валентин Матиюк – диджей. Свое название участники объясняют так: «Мы – почти что переносная коробочка со звуком: нас трое, мы налегке, и нам, кроме электричества, ничего не нужно, как и бумбоксу». Многогранность музыки группы часто затрудняет критиков в определении ее стиля, иногда заставляя придумывать новые формулы – регги-хоп, фанк-поп и т.д. Но кроме качественной музыкальной составляющей и великолепного вокала солиста, особое внимание привлекают интересные, глубокие и не лишенные самоиронии тексты как на украинском, так и на русском языках.
На счету у группы три альбома: «Меломания», «Family бізнес» и альбом «III» (уже прозванный в народе «Трешкой»), вышедший в конце октября этого года одновременно на украинском «лейбле» Moon-Records и на российском «Монолите». В ноябре украинская группа отправилась в большое гастрольное турне. На их пути – множество российских городов, Беларусь и, конечно же, Украина. График концертов плотный, как всегда, несмотря на экономический кризис. В промежутке между поездками группы корреспонденту «СВ» удалось пообщаться с ее «фронтменом» – Андреем ХЛЫВНЮКОМ.
– Главным информационным поводом последнего времени, привлекающим внимание к группе, стал релиз нового альбома, причем релиз одновременно на русском и украинском «лейблах». Если не ошибаюсь, это чуть ли не исключительный случай в украинском шоу-бизнесе?
– Для нас исключительный, потому что мы не сталкивались с одновременными релизами в своей практике. Бывало ли это у кого-то еще, я не знаю.
– «Монолит» является гигантом рекординга в России. Кто за кем охотился: вы хотели, чтобы они вас записали или они?
– Они нас не записывали. Мы просто отдали право реализовывать аудиопродукцию на территории определенной страны.
– Как ты думаешь, в чем секрет успеха «Бумбокса» в России? Вы очень много ездите, составили какое-то свое представление. Почему русские вас так любят, ведь украинской музыки в принципе много хорошей?
– А дело, наверное, не в украинской и русской. Есть и Беларусь, и Прибалтика, и в Казахстан скоро поедем. Какая разница? Просто люди любят музыку. А сейчас много людей любят именно такую музыку.
Я – патриот, признаюсь честно, но хочется быть космополитом хотя бы в музыке. Не надо выдумывать рамки. Творить и чувствовать – классно это у тебя получилось или не очень.
Ты ТАК почувствовал, значит, обязательно найдутся люди, которые окажутся на твоей волне и почувствуют то же. А какую музыку, на каком языке, в каком стиле, размере, темпоритме ты будешь играть, не имеет значения. Если ты ее по-настоящему прожил на тот момент, она будет цеплять похожих людей, в похожих ситуациях, с похожей психикой, с похожими вкусами. Что такое искусство – это эмоция, ты просто другими формами передаешь свое эмоциональное ощущение. Цепляет эмоция, если она передана.
И еще. Если ты получаешь удовольствие от того, что делаешь, – значит ты это делаешь хорошо. Если не получаешь удовольствие – значит делаешь что-то не то. И соответственно, либо это найдет отклик, либо нет.
– В чем отличия публики России, Беларуси, Украины, есть ли они вообще?
– Я не замечаю отличий. Везде люди, и везде они разные.
– В песне «Концерты» есть фраза, что, приходя на концерты, поклонники уже знают, что ты хочешь им сказать. А русские и белорусы так же прилежно подпевают вашим песням на концерте, как и украинцы?
– Да, все тексты знают на память.
– Знают ваши украинские тексты?
– Да, конечно.
– Ты понимаешь, что вы таким образом выполняете определенную миссию?
– Какую миссию?
– Собственным творчеством вызываете интерес к украинскому языку, музыке, украинской культуре в целом.
– Возможно, я не задумывался. А нельзя просто жить – обязательно надо что-то нести, двигать, бороться? Мне кажется, со стороны музыканта не нужно никакого мессианства. Не надо пытаться протолкнуть какую-то идею, надо быть этой идеей. Если она – часть тебя, это уже хорошо. Какая миссия? Я отдаю себе прекрасно отчет в том, что на данный момент мы просто популярная группа. Может быть, с большим куском айсберга под водой, чем над водой. Кажется, что это просто фанк-поп, а там есть еще что-то. Но на самом деле это не имеет никакого значения.
– То, что ты говоришь, производит впечатление лукавства. Даже тексты песен свидетельствуют о том, что ты знаешь – это круто, что никто такого не добивался, ни у кого не было таких плотных гастролей в России, Беларуси, Казахстане.
– Почему? У Софии Ротару были, у Назария Яремчука.
– Мы же говорим о современной украинской музыке.
– Это и есть современная украинская музыка. В истории эстрады останутся именно эти люди. Ты говоришь: «Ну, ты же знаешь…», да, я знаю, что я крутой, у меня два из трех дисков уже стали «золотыми» в двух странах. Но я понимаю также, что нельзя мыслить категориями рынка в искусстве.
– В вашем новом альбоме меньше нарратива, больше анализа. Раньше, слушая тексты, было ясно, что ты ходишь в кино, на свидания, висишь в Сети. Сейчас в альбоме таких текстов меньше, больше рефлексии на тему отношений со славой. Чувствуется усталость?
– Так это же другой альбом. Я же не могу в каждом альбоме говорить об одном и том же. Я уже сказал это, мне интересно сказать что-то еще. То, о чем я думал в то время, когда писался этот альбом. Альбом – это цельное произведение, у него есть своя драматургия. Когда начинаешь писать альбом, ты думаешь о его общем настроении, у песен может быть разная тематика, они могут быть разными о разном, одни о любви, а другие о славе, но в какой-то своей грани они будут похожи.
На самом деле этот альбом получился, во-первых, дорожным, потому что все писалось в дороге, а во-вторых, сплошным самостебом.
– Почему в буклетах к альбомам тексты не всегда совпадают с тем, что ты поешь?
– Потому что когда я писал тексты, то писал их в одном состоянии. А потом спел так, как мне было интересно уже на этот момент. Что такое песня? Это три-четыре минуты твоей жизни, твоего настроения и куража, в котором ты был в определенное время на студии. До этого ты был другим, три минуты таким, это записалось, и дальше ты тоже другой. Вот это песня, и вот она на альбоме, а в буклете – уже присохший текст.
– Является ли твое творчество результатом собственных переживаний или артефакты тоже стимулируют к написанию песен?
– Какие артефакты?
– Например, фильмы, книги.
– И то, и то. 90 процентов – своего, 10 процентов – пришлого. Но в каждой песне это соотношение сохраняется. Нет ни одного чистого трэка, потому что скучно в лоб писать: «Я тебя люблю». Если это не крик души, переданный посредством особой манеры исполнения. Но мне все равно скучно, потому что без быта – без стеба над местом, временем, чем бы то ни было, без всего того, что демонстрирует, что мы все живые люди, – картинка любви будет неполной. И без стеба над собой, над обществом, над тем, в чем ты варишься, социальная песня тоже будет глупой, это будет ура-патриотизм или просто банальщина. Поэтому получается, что секрет группы, ее популярности в том, как мне кажется, что представители разных социальных групп находят там что-то свое. Нельзя делать на Украине негритянский хип-хоп, потому что ты – не негр. Ты можешь уважать эту музыку, любить ее, но тупое подражание ей будет неуместным.
– Когда ты поешь песню, актуализируются ли эмоции, история, которые явились стимулом к ее написанию?
– Да, всегда.
– И ты снова переживаешь стрессовую ситуацию, описанную в песне?
– Да, а почему, ты думаешь, музыкант теряет до трех килограммов за концерт? Уж точно не из-за физической нагрузки.

Елена БОЛДЫРЕВА,
наш спецкор
Киев

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Рябков не исключил размещения ядерного оснащения в ответ на ракеты США в ФРГ
  2. Лукашенко назначил нового замминистра обороны
  3. Польша увеличит численность военных на границе с Беларусью почти в три раза
  4. Лукашенко заслушал доклад председателя Гомельского облисполкома об устранении последствий урагана
  5. Россия и Китай завершили совместные военно-морские учения
  6. Лукашенко: Все заложенные в Конституции принципы и нормы должны работать на практике
  7. МОК опубликовал окончательный список из 15 россиян, которые выступят на ОИ
  8. Эстония, вслед за Латвией и Литвой, запретила въезд автомобилям из Беларуси
  9. Лавров на заседании Совбеза ООН спросил у постпреда США, туда ли она пришла
  10. Владимир Путин обсудил по телефону важные вопросы с Наследным принцем Саудовской Аравии
  11. Россиян предупредили об угрозе продажи их квартир через «Госуслуги»
  12. Москалькова рассказала, как идет диалог по обмену пленными
  13. Из украинского плена вернули 95 российских военнослужащих
  14. Беларусь вводит безвизовый режим для 35 стран ЕС
  15. Матвиенко рассказала, как ее пытались обмануть мошенники

Парламентское Собрание

БРИКС обгоняет Большую семёрку по росту ВВП

Гегемоны превращаются в аутсайдеров

МНЕНИЯ

Не «друг», не «враг» и не «так»

Валерий Чумаков

Кандидат в Президенты США Дональд Трамп назвал идущего с ним в паре кандидата в вице-президенты

Сыграли против себя

Татьяна Вахромеева

Дональд Трамп  - о том, куда Америку завела политика ее руководства.

Надо идти до конца

Олег Зинченко

На войне как на войне

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также