В кадр попали пассажиры
Молодые кинематографисты стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии сели за парты в Госфильмофонде Первую Международную киношколу организовали Конфедерация Союзов кинематографистов, Межгосударственный Фонд гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ, Госфильмофонд РФ, руководил ею Рустам Ибрагимбеков.
Первую Международную киношколу организовали Конфедерация Союзов кинематографистов, Межгосударственный Фонд гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ, Госфильмофонд РФ, руководил ею Рустам Ибрагимбеков. Обучение проходило по направлениям: режиссура игрового, документального кино и драматургия игрового кино. Курсы игрового и документального кино вели режиссеры Валерий Рубинчик и Сергей Дворцевой, а драматургии – кинодраматург Павел Финн. Кроме того, мастер-классы провели режиссеры Сергей Урсуляк, Лариса Садилова, Владимир Хотиненко, киновед Сергей Лазарук, сценарист Александр Бородянский. Специальными событиями стали презентации Роттердамского кинофестиваля и Высших курсов сценаристов и режиссеров. Обучение было бесплатным, что в наше время можно расценивать как огромный подарок.
На Киношколе работало молодежное жюри кинокритиков, в состав которого входили Антон Сидоренко (Беларусь), Зейнет Турарбеккызы (Казахстан) и Алия Молдалиева (Киргизия). Они вручили кинематографистам свои дипломы. Одним из самых важных событий как для студентов, так и для их мастеров стал показ дебютных картин слушателями режиссерских групп. Молодым было интересно вынести на суд зрителей свои первые работы, а взрослым узнать, чем «дышит» новое поколение.
Белорусский режиссер Екатерина Махова (выпускница Белорусской государственной академии искусств) показала 25-минутную документальную ленту «Две истории». Фильм состоит из двух новелл. Герой первой – 19-летний Андрей, приехавший из глухой деревеньки в Минск пробиваться в люди. Правда, представление об этом самом «пробивании» у него весьма примитивное. Он не стремится поступить в институт, сделать карьеру. Его устраивают дневная работа на стройке и вечерние прогулки по городу с целью закадрить очередную девушку. Дальше этого фантазия парня не простирается. Как бы в противовес Андрею, режиссер знакомит нас с 17-летней Кариной, которая живет в деревне. Учится в школе, помогает маме по хозяйству, заботится о младших брате и сестре, занимается пением. Целеустремленная девушка четко знает, чего она хочет, и прекрасно осознает, что никто, кроме нее самой, ей не поможет. Возможно, после окончания школы она тоже уедет в город, но бесцельно шататься по улицам точно не будет. В фильме Екатерины Маховой нет закадровой морали. Она просто показала сюжет, а уж выводы, дорогие зрители, делайте сами. Правда, если честно, картине все-таки не хватило заключительного аккорда. Пусть даже не точки, а многоточия…
Россиянин Тимофей Жалнин («Лучший режиссер документального кино») снял картину «Железнодорожный роман-с». Тимофей – студент 2-го курса Санкт-Петербургского университета кино и телевидения, учится в мастерской Сергея Овчарова. И вот как-то раз он ехал из Питера в Новокузнецк на каникулы. В чемодане у студента лежала кинокамера. Но будущий режиссер не смог равнодушно наблюдать за событиями, которые разворачивались в плацкартном вагоне поезда. Тимофей достал камеру и стал снимать. Снимал два часа, а потом смонтировал изящную 17-минутную зарисовку. Получилось весьма кинематографично. Попутчики Тимофея постепенно привыкли к камере, поэтому все было естественно, и зрители тоже могут на короткое время почувствовать себя пассажирами поезда дальнего следования.
Искандер Усмонов из Таджикистана («Лучший режиссер игрового кино») представил фильм «Харам и Халол». И рассказал о нескольких днях жизни мастера сапожных дел Усмона Турсунова, участника Великой Отечественной войны, который живет в селе на севере Таджикистана. Приз «За лучший сценарий» молодые кинокритики отдали Ерлану Нурмухамбетову из Казахстана.
Советский Союз ушел в прошлое, все пытаются жить самостоятельно и, казалось, забыли о том, что нас связывало раньше. А уж молодое поколение и не знает об этом. Но на Киношколу приехали ребята из Украины, Белоруссии, Молдавии, Грузии, Латвии, Киргизии, Армении, из других стран. И им интересно друг с другом, они мечтают о совместных проектах. И что показательно, в автобусе, в котором их везли на экскурсию на «Мосфильм», они пели песни своих родителей – «Крылатые качели», песни из «Бременских музыкантов», «Звезду по имени Солнце» Виктора Цоя. И мне кажется, есть надежда, что хотя бы в кинематографическом пространстве не будет границ и творческие люди смогут договориться друг с другом.
Александра ИВАНОВА
Белые Столбы Московской области