Стояли два товарища
На ВДНХ покажут, как восстанавливали Брестскую крепость и строили Ржевский мемориал
От Брестской крепости до Ржевского мемориала – около тысячи километров. Почти сутки на машине. Преодолеть это расстояние гораздо быстрее, а заодно побывать на объектах одновременно можно в павильоне Беларуси на ВДНХ. Там ко Дню Победы открыли выставку «Проекты Союзного государства: от Бреста до Ржева», посвященную двум главным символам СГ.
ВИДНО ИЗДАЛЕКА
- Символично, что она работает в павильоне Беларуси, которая на Брестской земле приняла первый бой той войны. Нам важно оставить память о тех событиях детям и внукам. Мы помним подвиг советского солдата. Уважаем людей, которые помогали фронту, чтим наших героев, – заявил на открытии выставки заместитель Госсекретаря Союзного государства Виктор Сиренко.
Заходишь в павильон и сразу ныряешь в историю с головой. С одной стороны, фотолетопись строительства Ржевского мемориала. Два года перед глазами: от конкурса до торжественного открытия. Среди авторов снимков – и фотокор «Комсомольской правды» Михаил Фролов.
- Это - самый масштабный проект по увековечиванию памяти именно простого солдата в современной России (Его высота вместе с холмом – 35 метров – прим. «СВ»). Не зря к нему было приковано большое внимание уже на этапе строительства: люди жертвовали на него деньги, проходили концерты, сборы от которых тоже шли на возведение мемориала.
Место для памятника выбрали удачное. Монумент видно издалека, и это впечатляет. Когда подъезжаешь к памятнику, солдат постепенно начинает словно подниматься, - делится он своими впечатлениями.
ДЛЯ БУДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ
Вторая часть выставки – история восстановления Брестской крепости на средства Союзного государства: тут и современная подсветка, старая не менялась много десятилетий, и возродившаяся полубашня Юго-Восточной казармы, где сейчас открыли новый музей, восстановленные Восточный и Пятый форт цитадели. Рядом с фото – стенды с армейскими треугольничками защитников Брестской крепости, написанные родным: «Дорогая Маша, меня не покидает надежда, что скоро мы будем вместе. Я так часто стал думать о тебе…» «Здравствуй, милая дочка! Я потерял ориентацию и не представляю, какая ты сейчас. Одним словом, могу верить маме, которая пишет, что ты большая…»
Читаешь, и слезы наворачиваются. Возле каждого стенда с уникальными кадрами стоят люди: обсуждают что-то свое, связанное с этими местами.
Заведующая Ржевского филиала Музея Победы Марина Копаева вспоминает, как несколько недель назад ей позвонил мужчина с просьбой провести экскурсию на Ржевском мемориале в понедельник. А это для музейщиков – выходной день. Когда она поинтересовалась, что за важная причина у него, оказалось, что у его дочери день рождения именно в понедельник. Ей исполняется четырнадцать лет. И она выбрала в подарок посещение Ржевского мемориала.
- Какой может быть выходной в таком случае у сотрудников музея. Поехали, провели для них экскурсию. Мы же создаем такие мемориалы, как Ржевский, как Брестскую крепость не только как память о войне, но и как назидание будущему поколению, - считает Марина Копаева.
Может поэтому мемориала пользуется такой популярностью - с конца июня 2020-го его посетили больше трех миллионов человек.
У директора мемориального комплекса «Брестская крепость» Григория Бысюка – своя любимая история:
- Помню, в 2019-м встретил у нас женщину с мальчиком лет десяти-двенадцати. Поинтересовался у них, что им понравилось и откуда они. Оказалось, из Петропавловско-Камчатского. «Я специально привезла сына в Катынь и Брестскую крепость», - призналась она мне. Значит не зарастет тропа в наши памятные места.
СКАЗАНО
Андрей Коробцов, скульптор, автор Ржевского мемориала:
- Мы с архитектором Константином Фоминым не надеялись на первое место на конкурсе. Были уверены, что победит привычный для восприятия памятник в советской стилистике. И это сделало нас раскованнее, мы хотели сделать то, что было бы интересно нам самим. Когда мне позвонили и сказали, что наш проект выиграл, я подумал: меня разыгрывают.
Но эйфория от победы быстро развеялась. Помню, как нужно было выставить макет памятника. Для этого на месте требовалось поставить подъемный кран, чтобы понять, какого размера будет монумент. А он застрял. Пришлось вызывать бульдозер, чтобы его вытянуть. Я понял, что будет непросто: местность – болотистая.
Монтаж скульптуры начали зимой. Я, вроде бы, знал к чему готовиться, тем более, что зима была относительно мягкая. Утеплился, но сутки проработав на открытой площадке, приехав вечером в гостиницу и сняв ботинки, обнаружил, что у меня черные пальцы на ногах. Замерз страшно. И в этот момент мне стало немного жутко. Я был в теплой одежде, мог сходить погреться в вагончик, и было так непросто. А каково же было солдатам, которые сражались по колено в воде? Их мужество придавало мне силы. Если они смогли, то почему я не смогу.
ПЛАНЫ
МОНУМЕНТУ НУЖЕН КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ
По словам Григория Бысюка, здорово, что удалось отреставрировать цитадель. Ведь, некоторые объекты требовали срочного внимания и вмешательства ученых. После реконструкции, даже несмотря на коронавирусные ограничения, эти музейные объекты приняли больше ста тысяч посетителей:
- Для нас это хорошо, учитывая, что экспозиции у нас небольшие: пять-семь залов. Планов у нас громадье. Например, Восточный форт. Мы музеифицировали только внутреннюю его часть. А внешнюю – это около 80 казематов- не затронули. Или взять Пятый форт. К сожалению, реставрировали только половину замечательнейшего фортификационного сооружения. Время и погодные условия сказываются и на главном монументе «Мужество»: нужно провести его консервацию и капитальный ремонт.
В планах - реставрация Кобринских укреплений Брестской крепости, а также создание лагеря для молодежи двух стран в цитадели, где она могла бы не только изучать историю, но и общаться друг с другом.