По небесной лестнице…
Выставка «Иконопись эпохи династии Романовых» привлекла внимание любителей истории Выставка икон из собрания Виктора Бондаренко в Третьяковской галерее приурочена к 400-летию Дома Романовых, хотя сама дата будет отмечаться в 2013 году. Все сто икон приобретены коллекционером в течение 10 лет. Устроители сделали попытку рассказать о 300-летнем периоде иконописи нового времени – с начала XVII по начало XX века.
любителей истории
Выставка икон из собрания Виктора Бондаренко в Третьяковской галерее приурочена к 400-летию Дома Романовых, хотя сама дата будет отмечаться в 2013 году. Все сто икон приобретены коллекционером в течение 10 лет. Устроители сделали попытку рассказать о 300-летнем периоде иконописи нового времени – с начала XVII по начало XX века. Доминантой выставки стала костромская икона середины XIX века «Богоматерь Феодоровская, с избранными святыми, со cказанием и чудесами от иконы» (см. фото). Чудотворный образ Богоматери Феодоровской, датируемый XIII веком, связан с избранием на царство Михаила Федоровича Романова. Образ «Лествица небесная с притчами и поучениями» сер. XVII века связывают с кругом монашеских писем. В основу положено произведение «Лествица райская» преп. Иоанна Лествичника. Вокруг лествицы (лестницы) добродетелей, по которой монахи стараются взойти к небу, изображены пять назидательных притч – «Надгробное рыдание», «Душа чистая» и др. Внизу расположилась «Притча о сладости мира сего», иначе говоря – о бренности мирских удовольствий. На аллегорическом медоточивом древе идет пир. Его участникам нет дела, что дерево выросло на корабле, носящемся в морской пучине. Они также не видят, что корни дерева подгрызает мышь, да еще смерть стоит рядом, прицелившись из лука. Древний иконописец напомнил, что сладость житейская временна и обманчива, а стремиться нужно к Горнему Иерусалиму, который он изобразил в верхнем сегменте этой необычной иконы, появившейся в среде просвещенных монахов.
В XVII-XIX веках есть свои шедевры, говорят специалисты. Гордостью коллекции Виктор Бондаренко называет «Троицу» знаменитого Гурия Никитина: «Это единственный подписной, датированный Гурий Никитин». Почему царский изограф подписал лишь эту икону, которую создал за год до своей кончины, остается загадкой. Возможно, предчувствовал скорый исход.
«Явление Богоматери русским воинам в Августовских лесах» (1915-1916 гг.) – пример появления в XX веке новой иконографии в ответ на трагические события истории. Во время Первой мировой войны, в 1914 году, русским солдатам, окруженным немцами у польского города Августов, явилась Богородица в ночном небе, а наутро сражение было выиграно. Николай II велел по памяти изобразить чудесное явление, отпечатать листовки и распространить среди солдат. Затем уже появились различные варианты Августовской иконы Божией Матери, преимущественно на юге России. Образ был распространен среди донских казачек, возносивших перед ним молитвы о здравии воинов.
В коллекции В. Бондаренко есть поясная икона святителя Николая рубежа XIX-XX веков. Она выполнена на золотом фоне в реалистической светотеневой манере, в традициях академической живописи. На иконе – авторская подпись в две строки: «Писал зубами крестьянин Самарской губернии Бузулукского уезда Утевки Григорий Журавлев». Уникальность наследия этого иконописца в том, что он от рождения был безруким и безногим, а святые образы писал, сжимая кисть зубами. В самарском селе Утевка стоит храм Святой Троицы, расписанный Журавлевым, – вплоть до купола, под который художника поднимали на руках. Скончался мастер в 1916 году, похоронен в родном селе у алтаря церкви.
В экспозиции можно также увидеть образцы палехского старообрядческого иконописания XVIII-XIX веков.
Ирина СТОВБЫРА