Петька Молибога, Ваня Курский и другие
Музей Петра Алейникова в белорусской деревне Кривель на Шкловщине ждет посетителей Деревенька с простодушным названием Кривель стоит в двух километрах от автомагистрали Санкт-Петербург – Одесса, но в нее нечасто заворачивают туристические автобусы. А зря. Местные жители любовно сохраняют здесь отчий дом знаменитого актера советского кино Петра Алейникова.
Деревенька с простодушным названием Кривель стоит в двух километрах от автомагистрали Санкт-Петербург – Одесса, но в нее нечасто заворачивают туристические автобусы. А зря. Местные жители любовно сохраняют здесь отчий дом знаменитого актера советского кино Петра Алейникова. Тамара Антоновна Давидович, коренная кривельская жительница, рассказала о том, как родной брат будущей знаменитости – Николай – получил другую фамилию. И теперь прямые родственные связи существуют между Алейниковыми и Счастными. А дело было так. Когда в семье Алейниковых родился ребенок, прежде, чем везти младенца в костел, родители с кумовьями хорошо посидели за столом, и пока кумовья доехали до ксендза, их так развезло, что фамилию родителей мальчика позабыли. Вместе с ксендзом и решили: какая, мол, разница. Хоть горшком назови, только в печь не сажай. Имя младенцу дали Николай, а фамилию Счастный – чтобы счастливым рос и горя не знал. Да, видно, не фамилией судьба определяется. Николай Мартынович Счастный, активист колхозного движения, вместе с сестрой Катериной погиб от кулацкой пули в начале 30-х. Не обошла беда и второго брата актера, Иосифа. С войны вернулся инвалидом I группы, без обеих рук.
Будущего кумира зрителей всего Союза назвали Петром, потому что родился он на праздник святого апостола Петра. Семилетним мальчонкой остался сиротой. Не наступи иное время, наверное, постигла бы его судьба тысяч беспризорников, ведь характер Петр имел строптивый, неуступчивый. Да и по жизни «нахулиганил» немало. И арестовывали его, и в детские колонии определяли. Да только там не задерживался, убегал. А вот в Шкловской школе-интернате подружился Петр с киномехаником. С упоением постигал его ремесло и «заражался» кинематографом. В эти годы окрепли в нем такие черты, как верность дружбе, упрямство в достижении цели, обостренное чувство справедливости. В дальнейшем, рассказывают, Петр Мартынович, будучи знаменитым, входил в любые кабинеты, чтобы походатайствовать за товарищей. Себе же ничего никогда не просил. Зато, видя открытость души актера, ему помогали многие. Но это было потом. А юношеская мечта привела парнишку в Москву, где и надумал он поступить «на артиста». Однако, по малолетству, пришлось задержаться в одной из трудовых коммун, где Петруха организовал драмкружок и блистал в его постановках.
В 16 лет с рекомендательным письмом из колонии юноша приехал в Ленинградский институт сценических искусств. Но по-настоящему талант Петра Алейникова открыл Сергей Герасимов, на курсе которого занимался паренек со Шкловщины. Первые роли в кино остались незамеченными. А вот простак-мечтатель Петька Молибога в герасимовской картине «Семеро смелых» с его постоянной поговоркой «О, брат, как!» всем запомнился и полюбился. Произошло счастливое слияние характеров героя и исполнителя, режиссеру и актеру удалось уловить дух времени, наполненного созиданием и надеждой. А уж когда четыре года спустя на экраны страны вышел фильм «Трактористы», оглушительный успех, как цунами, обрушился на головы Николая Крючкова, Петра Алейникова и Бориса Андреева. Тогда и началась их крепкая мужская дружба, подчас проявлявшаяся, что скрывать, в повышенной браваде и кутежах. Современники свидетельствовали, что однажды актеры попали в отделение милиции. Сотрудники собирались составлять протокол, позвонили начальнику. Тот приехал и, увидев знаменитостей, не только забыл о протоколе, но вскоре и сам бражничал в их компании, распевая популярную песенку «Здравствуй, милая моя!». Смешно сказать, но степень обожания актера выражалась и в том, что в преступном мире считалось недопустимым посягнуть на его квартиру. После Великой Отечественной на экраны вышла «Большая жизнь». После этой картины за Алейниковым закрепились имя и кличка его героя – Ваня Курский.
Тамара Антоновна вспоминает, как школьницей встречалась со знаменитым односельчанином:
– Приехал Петр Мартынович с Борисом Андреевым на «Победе». Тогда в деревне, после войны, увидеть технику вообще было трудно, а тут такая машина. Мы с подружками во все глаза из школьных окон смотрели. А он пришел прямо в классы и, всматриваясь в ребят, по лицам, называл их родителей. И ни разу не ошибся.
Много лет спустя, когда Петра Мартыновича не было в живых, в Кривель приезжали его сын Тарас и дочь Арина. Последним фильмом Петра Алейникова (всего он сыграл в 35 картинах) стал «Утоление жажды», вышедший в 1965 году. Критика признает его не самым удачным, но через три года за исполнение главной роли актер посмертно был удостоен приза Всесоюзного кинофестиваля. Иных регалий, кроме звания заслуженного артиста РСФСР, у него не было.
На кладбище Новодевичьего монастыря могилка П.М. Алейникова неприметна. И похоронили его здесь лишь благодаря Борису Андрееву, который, услышав, что Алейникову «не положено» здесь лежать, спросил у тогдашнего хозяина Москвы Промыслова: «А мне положено?» И получив утвердительный ответ, потребовал свое место на знаменитом кладбище отдать другу. При этом добавил: «А меня уж потом – хоть под забор».
...Стоит в Кривеле из теса рубленная изба, светлыми окнами смотрит на деревенскую улицу. Время от времени гостеприимно распахивает свои двери, впуская гостей. И те убеждаются – здесь живет слава великого актера.
Виктор КУБЕКО