Шарль Перро – электронным голосом
Читать книгу или слушать ее цифровой пересказ – каждый решает сам Что бы там ни говорили, Россия и сегодня, как в старые добрые времена, остается одной из самых читающих стран в мире. С небольшой только разницей: книгам в привычном бумажном варианте наши сограждане теперь все чаще предпочитают их аудиоверсии в формате МР3. Согласно социологическим опросам, потреблять пищу духовную не глазами, а ушами предпочитают уже более 30 процентов активных библиофилов.
Что бы там ни говорили, Россия и сегодня, как в старые добрые времена, остается одной из самых читающих стран в мире. С небольшой только разницей: книгам в привычном бумажном варианте наши сограждане теперь все чаще предпочитают их аудиоверсии в формате МР3. Согласно социологическим опросам, потреблять пищу духовную не глазами, а ушами предпочитают уже более 30 процентов активных библиофилов. – Спрос на звуковые книги действительно увеличивается, – рассказывает менеджер «Библио-Глобуса» Татьяна Семикова. – Только за последний год объем продаж вырос у нас почти вдвое. Причем среди покупателей много школьников и студентов. Они берут в основном художественную классику по программе, а также книги по истории, очень популярен Ключевский. Мужчины предпочитают фантастику и приключения. Женщины – детективы и детские сказки.
Электронный Шарль Перро детишкам на ночь, конечно, облегчает жизнь родителей. Однако, по мнению психологов, здесь таится крайне отрицательный момент. Самое важное в ежевечерней сказке даже не чтение, а та забота, которую родители проявляют о ребенке. Дети хотят слышать сказку, рассказанную мамой, а не голосом дяди или тети из динамиков. А главная претензия к производителям подобного продукта – бесцеремонное сокращение оригинала. Бывает, что классические тексты выходят на дисках в сильно ужатом виде.
– Ничего удивительного: мы же не можем работать себе в убыток, – поясняет Владимир Копылов, ведущий редактор одного из аудиоиздательств. – Условия диктует сам читатель. Возьмем, к примеру, «Братьев Карамазовых» Достоевского. Сначала мы издали полную версию романа. Получилось 60 часов звучания на четырех дисках. Никто не брал. Тогда мы поступили радикально: сократили исходную версию вчетверо, до 16 часов, выпустив ее на одном диске. Я понимаю: грешно, и сам Федор Михайлович за такие фокусы оторвал бы нам голову, но, представьте, люди стали «Братьев» покупать. При этом мы никого не обманываем: на коробочке диска есть специальная надпись: «Публикуется с сокращениями».
Увы, тут с издателем спорить бессмысленно. Как показывает практика, все больше учащихся школ и вузов выбирают МР3-формат. Многие произведения из учебной программы они предпочитают усваивать не с листа, а на слух, как бы между делом – допустим, во время поездки в метро. Взять же в руки книжку зачастую просто лень. Результаты подобного «обучения» иногда повергают преподавателей в шок.
– Как-то на экзамене один студент мне так и заявил: «Не понимаю, зачем вообще мне что-то читать, ведь я учусь на фотоотделении?» – с грустной улыбкой рассказывает профессор факультета журналистики МГУ Игорь Волгин. – Звуковая «литература» уничтожает самое главное – эффект сопричастности. Сопереживания. Обычная книга делает человека как бы ее соавтором, дает пищу для эмоций, творческого мышления. Тогда как в звуковом варианте абсолютно все, даже интонация, с которой произносятся фразы, уже содержит в себе готовый вариант понимания произведения. Такое чтение не требует духовной работы. И кроме сюжета, в голове человека практически ничего не отложится. Условно говоря, он будет помнить только, кто кого убил. А как это было и почему – знать не будет. А ведь литература – это не «кто кого», а «как и почему».
Как ни странно, но многие профессиональные литераторы более терпимы к творениям в МР3-формате.
– Аудиокниги – явление объективное, обусловленное временем, и ругать их бессмысленно. Это как классическая музыка: можно пойти на концерт и послушать живьем, а можно поставить компакт-диск: ощущение уже не то, но кому что нравится, – замечает писатель Юрий Поляков. – Единственное, что хотелось бы пожелать, – чтобы актеры, чей голос звучит на аудиокнигах, читали бы произведения не заунывным голосом усталого акына, а с отвечающей содержанию книги энергетикой нервов и чувств. Эмоции нужны. Эмоции…
Наверное, для того, кто не хочет вконец облениться, став банальным потребителем электронного чтива, аудиокниги – табу. С другой стороны, если вы оказались в дороге, или заняты монотонной работой, или у вас просто устали глаза, то аудиокнига – идеальный вариант. В конце концов каждый решает сам: читать ему книгу или слушать ее цифровой пересказ. Главное – было бы из чего выбирать.
Михаил ЧЕРЕМУШКИН