САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Дикое поле и великая степь

В Белых Столбах состоялся XII Форум национальных кинематографий В непростые для кинематографа дни собрались на территории Госфильмофонда мастера кино из 8 стран СНГ и Балтии. 17 лет прошло с тех пор, как мы расстались. Что ушло? Что осталось? В какую сторону меняемся? Появились ли новые идеи и приоритеты? Как соотносятся процессы глобализации с национальными ценностями? А самое главное, нужны ли мы друг другу?

В Белых Столбах состоялся XII Форум национальных кинематографий

В непростые для кинематографа дни собрались на территории Госфильмофонда мастера кино из 8 стран СНГ и Балтии. 17 лет прошло с тех пор, как мы расстались. Что ушло? Что осталось? В какую сторону меняемся? Появились ли новые идеи и приоритеты? Как соотносятся процессы глобализации с национальными ценностями? А самое главное, нужны ли мы друг другу? Эти вопросы стали предметом ежедневных дискуссий. А в программе форума неожиданно обнаружилось, что одной из главных «героинь» современного кинематографа стала степь, воспетая в народных песнях и романсах, в рассказах Бунина и Чехова.
И это обстоятельство требовало осмысления. Может быть, все началось с фильма Сергея Бодрова «Монгол»? А может, таков дух времени – остро ощущается величина и величие того пространства, по которому разбросала нас жизнь? Вот степь любимая и родная – именно такова она для молодого человека по имени Аса, героя первого игрового фильма известного документалиста Сергея Дворцевого «Тюльпан» (Германия – Россия – Швейцария – Казахстан). Аса хочет быть пастухом и не представляет, сколько препятствий встанет на пути к незатейливой вроде мечте. Дворцевой верен себе – он обладает ироничным и грустным взглядом на жизнь.
Еще более суровые испытания ждут в степи героя фильма Михаила Калатозишвили «Дикое поле» (Россия). Он врач, а бескрайние степные просторы подарят ему весьма необычных пациентов. Впрочем, оба фильма, хоть и показывают немало неприглядных сторон жизни и самых обескураживающих ее поворотов, преисполнены любви и веры в человека. Великая степь испытывает героев, но не убивает.
Иное дело – фильм Кирилла Серебренникова «Юрьев день». Здесь также присутствует тема пространства, но решена она по-иному. Провинциальный русский городок, с виду вполне мирный, становится настоящей «черной дырой», поглощающей человеческие жизни и судьбы. Героиня, приехавшая на малую родину из Западной Европы, в одночасье теряет все – начиная с сына и заканчивая честью, достоинством и собственным лицом. Впечатление, будто это заколдованное место, трясина, из которой невозможно выбраться. Быть может, чувство страха и тоскливой безнадежности авторы фильма доносят до зрителя убедительно, только вот возникает вопрос – зачем? В чем смысл? Показать, что Россия – это гиблое место? Но если такова «художественная правда» Кирилла Серебренникова, то она весьма сомнительного свойства…
Фильм «Неизвестный маршрут» Темира Бирназарова (Кыргызстан) – о преодолении пространства. И он тоже на мотив степи. Действие картины разворачивается в маршрутном автобусе. Недовольство старым водителем, избрание нового – все это вызывает отчетливые политические аллюзии. Но автору удается подняться на высоту философского обобщения. Ведь дорога – это еще и жизненный путь, на котором возможны самые неожиданные повороты.
Сложный путь (и в духовном, и в географическом смысле) проделывают герои фильма «Песнь южных морей» (Россия – Казахстан – Германия – Франция) Иван и Ассан. Как будто и не сложна мысль – о том, что, в конечном счете, все мы родственники, но киргизский режиссер Марат Сарулу выражает ее интересно и тонко. Впрочем, режиссер поделился и своими огорчениями – продюсеры потребовали удалить сцены, которые, с их точки зрения, будут непонятны европейскому зрителю. Так что Марат Сарулу предостерег коллег от соблазна «бросаться в объятия западных продюсеров».
Рассказ о народах-соседях есть и в фильме Зульфикара Мусакова «Восточный двор с кривой луной» (Узбекистан). Видимо, вопрос взаимоотношений между людьми разных национальностей остается одним из самых животрепещущих. И пожалуй, основная мысль, которая возникает при размышлениях на эту тему, такова: мы нужны друг другу. Обиды, конфликты, взаимное непонимание преходящи, а истинная душевная близость останется навсегда.
На форуме была широко представлена российская программа. Кроме упомянутых фильмов, это «Шультес» Темура Бакурадзе, «Живи и помни» Александра Прошкина, «Бумажный солдат» Алексея Германа-младшего и неоконченная «Невечерняя» Марлена Хуциева. Большинство картин успели обрасти наградами. Пожалуй, наибольший интерес вызвал «Бумажный солдат», получивший недавно «Серебряного льва» в Венеции. Обращение к советскому прошлому нашей страны здесь вплотную связано с общечеловеческими вопросами, а потому картина может вызывать интерес в равной степени как на территории бывшего СССР, так и за его пределами. Можно до хрипоты спорить, насколько точно воссозданы здесь исторические реалии, но повествование о нравственных конфликтах человека, о его душевных терзаниях, о проблеме выбора жизненного пути и ответственности за него актуально вне зависимости от антуража. Фильм сделан уверенной рукой мастера, а замечательные актерские работы довершают впечатление. Знаменательно, что и здесь появляется Великая степь – на сей раз в виде космодрома. Но впечатление от нее не менее сильное.
Фильм Марлена Хуциева «Невечерняя», который сейчас находится в стадии монтажно-тонировочного периода, был представлен на форуме как незавершенный проект. Этот фильм Хуциев снимает «под документ», стремясь не только к внутреннему, но и к портретному сходству актеров со своими героями. Он в шутку допускает, что в будущем из его картины «возможно, и в самом деле будут брать материалы, выдавая их за документ». Бескрайние просторы недаром стали лейтмотивом современного кинематографа. Преодоление пространства превратилось в проблему из-за многочисленных стен и шлагбаумов. Но, к счастью, и в современном мире возможно преодолеть любые барьеры. И искусство – одна из таких возможностей.

Татьяна СЕМАШКО

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Алексей Оверчук и Дмитрий Мезенцев обсудили выполнение Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства
  2. Сергей Митин: Динамика приобретения техники предприятиями АПК сохраняется за счет господдержки
  3. Прорабатывается визит Лукашенко в Турцию
  4. Журналиста Олега Кашина* объявили в розыск
  5. Вячеслав Володин выразил соболезнования в связи с уходом из жизни генсека ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонга
  6. Умер генсек ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонг
  7. В Минской области стартовал трехдневный учебный сбор курсантов МЧС
  8. Путин обсудил с СБ обеспечение безопасности во время крупных мероприятий
  9. Зеленский допустил, что Украина не сможет вернуть силой утраченные территории
  10. Гершковича приговорили к 16 годам колонии
  11. Пленный сообщил, что солдаты ВСУ настроены ближе к РФ, но боятся преследования
  12. В СК предлагают сразу ставить на воинский учет при получении российского гражданства
  13. Открытие Олимпиады в Париже находится под угрозой срыва из-за забастовки
  14. Лукашенко обозначил задачи по сбору урожая в Беларуси
  15. Лукашенко: Ликвидаторы последствий урагана в Беларуси достойны госнаград

МНЕНИЯ

Во Львове убита главная укронацистка

Михаил Васильев

Фарион поплатилась за свою зоологическую ненависть ко всему русскому

Летите, соколы, летите

Павел Родионов

Новость, похожая на анекдот, пришла днях из зоны СВО.

О контроле за миграцией

Вячеслав Володин

Совершенствование миграционного законодательства имеет приоритетное значение для Государственной Думы.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также