«Век на ладони»
Гран-при XXI Международного фестиваля современной хореографии в Витебске получил московский DANCE COMPANI Дениса Бородицкого Современный танец сближается с театром, он может быть эпатажным и, наоборот, философским, но подвести его под какие-либо критерии невозможно. Мнения судей и экспертов всегда расходятся. Параллельно с международным жюри, которое возглавил директор и художественный руководитель Большого театра балета Беларуси, народный артист СССР и Беларуси Валентин Елизарьев, на фестивале работал экспертный совет, в который вошли искусствоведы России, Беларуси, Германии, Литвы и Украины.
Современный танец сближается с театром, он может быть эпатажным и, наоборот, философским, но подвести его под какие-либо критерии невозможно. Мнения судей и экспертов всегда расходятся. Параллельно с международным жюри, которое возглавил директор и художественный руководитель Большого театра балета Беларуси, народный артист СССР и Беларуси Валентин Елизарьев, на фестивале работал экспертный совет, в который вошли искусствоведы России, Беларуси, Германии, Литвы и Украины. Критики открыто признались: мы не оцениваем – мы анализируем. И подтвердили, что именно на витебском фестивале можно составить наиболее полное представление о contemporary dance.
При этом в экспертном совете отметили, что на фестивале впервые ярко и самобытно заявила о себе белорусская школа современного танца. «Интересно, что XXI фестиваль пришелся на начало XXI века, – отметила лауреат премии имени Евгения Панфилова, заместитель генерального директора центра культуры «Витебск» Марина Романовская. – В конкурсной программе участвовали 20 коллективов из 10 стран, было показано 9 одноактных балетов и 19 хореографических миниатюр. В рамках фестиваля прошли вечера премьер. Перед витебской публикой блистали Эрик Готье и его труппа из Штутгарта, шведский хореограф Гуннила Хейлборн с проектом центра современного искусства «Loco Motion», Санкт-Петербургский «Крепостной балет» Елены Прокопьевой и потрясающий своей пластикой «Эксцентрик-балет» Сергея Смирнова из Екатеринбурга. А открывал фестиваль дважды лауреат «Золотой маски» «Балет Евгения Панфилова» из Перми, хорошо известный витебской публике. Спектакль «Восемь русских песен» сам Панфилов называет попыткой «обнажить суть русской песни, передающей суть истинно вольной, мятущейся русской души».
По признанию экспертов, современный танец избавился от попсовости. И хотя творческий почерк современной хореографии разнопланов, некая общая канва все же просматривается. На искания молодых хореографов оказывают влияние мастер-классы Татьяны Островерх, Сергея Смирнова, Джамала Барнса, которые проводятся в Витебске, новые спектакли мастеров.
Высокую оценку участников фестиваля вызвал премьерный данс-спектакль «Глиняный ветер» Сергея Смирнова, который продолжил традицию «Эксцентрик-балета» и лубочной хореографии. По прошлым фестивалям зрители знакомы с постановками Смирнова «Тряпичный угол», «Выше неба», «Голос». «Глиняный ветер» – танцевальная притча, непохожая на мировые образцы, настоящий «уральский самоцвет», вызывающий множество ассоциаций.
Искусствоведы отметили премьеру московского хореографа Ларисы Александровой «Отлучение» («Casting off») в пермском театре. «Мысль хореографа четко читается, танцевальная лексика точна, все сделано деликатно, на полутонах, – говорит заведующая кафедрой хореографии Белорусского государственного университета культуры и современного искусства Светлана Гутковская. – Подкупает и то, что у зрителя есть возможность додумать сюжет и по-своему интерпретировать увиденное». Противоположное мнение высказали члены экспертного совета по поводу модерн-балета Елены Прокопьевой «Дождись ангела»: «В постановке царил фетишизм, а атмосфера серебряного века не чувствовалась». Арт-директор театрального агентства из Германии Маргарита Мойжес убеждена, что проблема личности главная в современной хореографии. Многие конкурсные миниатюры отличались техническими изобретениями, но не задевали чувств.
Председатель экспертного совета фестиваля, балетный критик и музыковед Лариса Барыкина считает, что яркую ноту на XXI фестиваль привнесли белорусские хореографы. Балет «Зрелость» Дмитрия Залесского (минский театр «D.O.S.Z.K.I.») удостоен 1-й премии конкурса в номинации «Одноактный балет». И еще две премии («Хореографическая миниатюра») присуждены витебскому хореографу Диане Юрченко за работу «Век на ладони» и Дмитрию Куракулову (группа «Тад», Гродно) за работу «Жажда опасности».
Светлана ДЕДИНКИНА