Мария Лопухина и другие
В Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась выставка в честь 250-летия Владимира Боровиковского В историю русской живописи XVIII век вошел под названием «века портрета». Именно в этом жанре русские живописцы – от Матвеева и Никитина, через Антропова к Рокотову и Левицкому и, наконец, до Боровиковского – достигли наибольших успехов.
В историю русской живописи XVIII век вошел под названием «века портрета». Именно в этом жанре русские живописцы – от Матвеева и Никитина, через Антропова к Рокотову и Левицкому и, наконец, до Боровиковского – достигли наибольших успехов. Этот запоздалый цветок, каким является портретная живопись Боровиковского, расцвел на почве русского сентиментализма, который нашел наибольшее выражение в литературе того времени. А в живописи именно Владимиру Лукичу Боровиковскому, возможно, благодаря его экзальтированной малороссийской душе (родился в Миргороде) и одиночеству (художник никогда не был женат) удалось стать наиболее ярким певцом тех добродетелей, которые провозглашались его просвещенными современниками-литераторами как в России, так и на Западе. Осознание ценности человеческой личности, провозглашение культа естественных чувств, открытие красоты сельской природы и прелестей уединенной жизни – вот что провозглашали француз Ж.Ж. Руссо и англичанин Л. Стерн, романами которых зачитывалось русское общество.
Творчество В.Л. Боровиковского, равно как и других портретистов XVIII века, было забыто. И лишь в начале ХХ века благодаря титанической деятельности Сергея Дягилева, организовавшего выставки портретов в Санкт-Петербурге, имена замечательных мастеров русской школы живописи были возвращены истории русского искусства. В это время в Третьяковской галерее было уже 18 портретов В.Л. Боровиковского. Всего мастером было создано около 300 работ, большую часть из которых представляют портреты.
Куратору выставки, которая продлится до января будущего года, доктору искусствоведения Людмиле Маркиной удалось показать в стенах галереи около 200 работ, многие из которых написаны на религиозную тематику и ранее нигде не выставлялись. Их могло быть больше, если бы можно было получить работы из музеев стран СНГ. Но откликнулась на предложение Третьяковки лишь Беларусь и прислала единственный портрет, находящийся в Национальном музее. Да парижский Лувр, в собрании русских работ которого оказался двойной портрет сестер Куракиных. Особо хотелось бы отметить вклад Русского музея в эту выставку – 47 из 50 находящихся в нем работ художника приехали в Москву. Как отметил представитель Русского музея Григорий Голдовский, выставка «была организована на паритетных началах». Случай нечастый, и остается надеяться, что сотрудничество двух крупнейших музеев в будущем станет нормой. На пользу русскому искусству и на радость его любителям, которые успели оценить не только выставку, но и прекрасный каталог, и компакт-диск, содержащие значительно больший объем материала, чем было возможно показать на выставке, которую Владимиру Лукичу Боровиковскому пришлось ждать более 200 лет.
Александр ТИХОНОВ