САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Фестиваль в подполье

Заметки с V Международного кинофестиваля военно-патриотического фильма «Волоколамский рубеж» им. С.Ф. Бондарчука Михаил Ножкин в самую точку попал, сказав на открытии фестиваля: «Вся история человечества – это история битв на земном шаре, так что фестивали военных фильмов нам нужны. Посмотрите, на нас со всех сторон лезут скопом, и что нам остается – либо побеждать, либо раствориться в этой массе. Россия сейчас возрождается, и это многим не нравится. Да плевать нам на них, для нас сейчас главное – собрать Родину. И помнить о том, что Россия – это каждый из нас. Фестиваль в Волоколамске носит имя Бондарчука, и это возводит его в особый ранг ответственности. Премий сейчас раздают много, но те, что раздают на фестивале «Волоколамский рубеж», должны отличать Человека и Гражданина».

Заметки с V Международного кинофестиваля военно-патриотического фильма «Волоколамский рубеж» им. С.Ф. Бондарчука

Михаил Ножкин в самую точку попал, сказав на открытии фестиваля: «Вся история человечества – это история битв на земном шаре, так что фестивали военных фильмов нам нужны. Посмотрите, на нас со всех сторон лезут скопом, и что нам остается – либо побеждать, либо раствориться в этой массе. Россия сейчас возрождается, и это многим не нравится. Да плевать нам на них, для нас сейчас главное – собрать Родину. И помнить о том, что Россия – это каждый из нас. Фестиваль в Волоколамске носит имя Бондарчука, и это возводит его в особый ранг ответственности. Премий сейчас раздают много, но те, что раздают на фестивале «Волоколамский рубеж», должны отличать Человека и Гражданина». Слова любимого поэта и артиста потонули в буре оваций. Такими же бурными аплодисментами зрители встречали песни Михаила Ножкина – «Время Русь собирать», посвящение разведчикам, ну а «Последний бой» зал пел вместе с автором. Открытие было очень бравурным, обещающим настоящий праздник. Выступили Евгений Дога, Ольга Остроумова, лауреат фестиваля за лучшую мужскую роль в фильме «Прорыв» Александр Цуркан, герой сериала «Тайны следствия» Сергей Барышев.
Но, к сожалению, уже на второй день фестиваль ушел в подполье. Дорогие гости уехали, и ощущение праздника пропало. Жюри двух конкурсов – игрового кино под руководством Болотбека Шамшиева и документального – Тенгиза Семенова – укромно смотрело кино, в большинстве своем, в безлюдных залах. Программа постоянно менялась, но ни журналистов, ни зрителей никто об этом не спешил уведомить. И это, конечно же, вызывало неудовольствие режиссеров. Сергей Говорухин отказался представлять свой дебют в игровом кино – картину «Никто, кроме нас…» – о малоизвестной войне в Таджикистане, поскольку показ был перенесен на день раньше, и не на 18.00, а на 12.00, когда народ в основном еще на работе. Режиссер провел импровизированную пресс-конференцию с журналистами и уехал, не заходя в кинозал. И нет сомнения, что этот конфликт помешал объективной оценке фильма Говорухина.
Организация фестиваля хромала не только в этом – единый информационный центр отсутствовал, пресс-конференции не проводились, а ведь на фестиваль приехали легендарные люди. Один из трех оставшихся в живых фронтовых операторов – Борис Александрович Соколовский, живущий в Москве; «Паганини балалайки» Михаил Федотович Рожков, названный так самим Гербертом фон Караяном; Алексей Захарович Ванин, четырехкратный чемпион СССР по греко-римской борьбе, снайпер и артист, снявшийся в более чем 50 фильмах, в том числе во всех фильмах Василия Шукшина. Нетрудно догадаться, что возрастная отметка всех этих удивительных людей колебалась около цифры 80, но ни к кому из них не призвали журналистов!.. А инициатива, понятно, наказуема, журналисты на этом юбилейном фестивале почему-то чувствовали себя, как пятое колесо в телеге.
Причина такого самоощущения кроется прежде всего в том, что участников фестиваля и журналистов расселяют в разных местах. Причем в пригороде – кинематографисты и оргкомитет проживают в усадьбе Гончаровых в Малояропольце, а журналистов, как правило, увозят еще дальше. И оказываются они обреченными на посиделки с самими собой, никаких пресс-клубов после рабочего дня, как это принято на выездных фестивалях, никаких встреч с «героями дня». Мастер-класс Никиты Михалкова и концерт с участием артистов кино во Дворце спорта «Лама» в первую очередь были все же зрелищем для зрителей. А прессу затем и зовут на фестивали, чтобы «сверить часы», критерии оценки киноискусства. От главы администрации Волоколамского муниципального района Вячеслава Карабанова мы ежегодно слышим, насколько значим фестиваль для города, и нам трудно поверить, что за 5 лет невозможно было изыскать средства для строительства гостиницы.
Фестивалей в стране в последнее время проводится так много, что традиция вручения призов и наград едва ли не потеряла смысл. Фестивальные фильмы тасуются, как карты в колоде, и призы порой получают картины, которые уже и телезрители увидели, как случилось, например, с картиной Андрея Малюкова «Мы из будущего» (Гран-при «Волоколамского рубежа – 2008»). Имя Сергея Бондарчука действительно возводит фестиваль в особый ранг, но своих традиций, да и образа, только ему присущего, у «Волоколамского рубежа» так и не появилось. А вот гламур проник и сюда – ни с того ни с сего «забили фонтаны» из шоколада. Нет, самих фонтанов, которые любят демонстрировать глянцевые издания, конечно, не было, но сотни килограммов шоколада были закуплены, шоколатье приглашен, и зрителей, и участников просто пичкали высококалорийным продуктом. Вкусно, конечно, но как-то не вязалось с «Волоколамским рубежом». И речь не о фронтовых 100 граммах, не подумайте, мне почему-то вспомнился московский спектакль о гражданской войне, где при входе зрителей встречали актеры в буденовках и билет штемпелевали штыком. И ты мгновенно проникался атмосферой спектакля…
Михаил Ножкин назвал Волоколамск «городом-солдатом», тогда уж фестиваль военного кино должен быть им в квадрате. В программе было много интересных фильмов, особенно в документальном конкурсе, где, как всегда, потрясли портреты людей, высоких душою. Героиня Бизерты Анастасия Александровна Ширинская-Манштейн («Анастасия» Виктора Лисаковича, Россия, Гран-при); барон Карл Маннергейм («Один в четырех лицах» Татьяны Денисовой, Россия, диплом); Николай Киселев, командир Красной армии, бежавший из плена и выведший за линию фронта 218 евреев («Список Киселева» Юрия Малюгина, Россия, спецприз жюри); снайпер, борец, актер Алексей Ванин («Чемпион» Георгия Габелии, к сожалению, не дожившего до показа фильма на фестивале, диплом).
Гран-при с Андреем Малюковым разделил Брайан де Пальма за фильм «Без цензуры» (США), жестко снятую ленту о бесчинствах американских солдат в Ираке. Смелое, яркое кино, с четко выраженной гражданской позицией. «Какие бесстрашные парни есть все же в Америке!» – вновь, как и при обзоре программы документального кино «Свободная мысль» на Московском кинофестивале, где был показан фильм о событиях в тюрьме Абу-Граиб, хотелось воскликнуть. Следует отметить, что, наряду с лентами «На краю стою…» Эдуарда Тополя (Россия), «Живые и мертвые» Кристиана Милича (Хорватия), «Военный корреспондент» Костадина Бонева (Болгария), отмеченными жюри, в конкурс попадают откровенно слабые работы. Такие, как «Русичи» Адель Аль-Хадада, «Саперы» Бориса и Василия Щербаковых, «Господа офицеры» Олега Фомина.
Картина «Чаклун и Румба» Андрея Голубева (Беларусь) отмечена дипломом «За мастерское создание образа русского солдата» актером Андреем Федорцовым. Одно можно сказать после этого фильма – жив Василий Теркин и никогда не умрет, особенно если разминировать поля ему помогает такая чудесная овчарка, как Румба!.. Документальный фильм «Тайна 22 июня» Сергея Головецкого, белоруса по рождению, а ныне московского режиссера, получил приз регионального благотворительного Фонда поддержки документального кино им. Романа Кармена.
Культурные программы фестиваля оставляют желать лучшего – обстоятельные экскурсии в Иосифо-Волоцкий монастырь, в усадьбы Гончаровых и видного государственного деятеля эпохи Екатерины Великой З.Г. Чернышева в Малояропольце пошли бы на пользу дела всем. А вот выставка «Семья в кадре» замечательного фотохудожника Миколы Гнисюка, недавно ушедшего из жизни, оставила яркое впечатление. Так что, несмотря на все «но», у организаторов есть немало возможностей сделать так, чтобы «фестиваль-солдат» засиял яркими красками.
Нина КАТАЕВА
Волоколамск – Москва

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Германия передала Украине еще восемь танков Leopard c запчастями
  2. Слуцкий предложил создать «Кодекс мигрантов», который состоит из 10 правил поведения иностранцев в РФ
  3. Россия и Беларусь подпишут договор о создании объединенного рынка электроэнергии
  4. В Госдуме обсудили рост цен на бензин
  5. Журова ответила на слова Губерниева о «неспортивной России»
  6. Путин принял решение создать Морскую коллегию России
  7. Правительство РФ по согласованию с ФСБ установит единые требования к обезличиванию персональных данных
  8. Россияне смогут выбирать, кто будет обслуживать их газовое оборудование
  9. Взрыв прогремел на крупнейшем химическом заводе Германии компании BASF
  10. Литва в сентябре начнет строительство фортификаций на границе с Россией и Беларусью
  11. Профильный комитет рекомендовал Госдуме принять во втором чтении законопроект о внесудебной блокировке треш-стримов
  12. Лукашенко: К юбилею Союзного государства необходимо окунуться в проблемы повседневных дел
  13. Джабаров: Отвратительное впечатление оставило открытие Олимпийских игр в Париже
  14. В ГД одобрили запрет на звонки с незнакомых номеров в мессенджерах
  15. Более 20 человек пострадали при столкновении поезда и грузовика в Волгоградской области

Парламентское Собрание

Елена Афанасьева: Бюджет - не для «поющих трусов»!

России нужна не цензура, а кодекс поведения артистов и порядок их финансирования.

Политика

Что дает Союзное государство простому белорусу и россиянину

К юбилею объединения необходимо глубоко окунуться в проблемы, которые волнует народ.

МНЕНИЯ

На третий пошел

Анатолий Заусайлов

Итоги президентских выборов в Венесуэле Запад снова не устроили

Закатай губу

Павел Родионов

Но нашлись и те, кому сатанинский бал понравился.

Пора вспомнить, к чему приводит желание сидеть на двух стульях

Олег Зинченко

Сейчас не время миндальничать

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также