САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Фестиваль в подполье

Заметки с V Международного кинофестиваля военно-патриотического фильма «Волоколамский рубеж» им. С.Ф. Бондарчука Михаил Ножкин в самую точку попал, сказав на открытии фестиваля: «Вся история человечества – это история битв на земном шаре, так что фестивали военных фильмов нам нужны. Посмотрите, на нас со всех сторон лезут скопом, и что нам остается – либо побеждать, либо раствориться в этой массе. Россия сейчас возрождается, и это многим не нравится. Да плевать нам на них, для нас сейчас главное – собрать Родину. И помнить о том, что Россия – это каждый из нас. Фестиваль в Волоколамске носит имя Бондарчука, и это возводит его в особый ранг ответственности. Премий сейчас раздают много, но те, что раздают на фестивале «Волоколамский рубеж», должны отличать Человека и Гражданина».

Заметки с V Международного кинофестиваля военно-патриотического фильма «Волоколамский рубеж» им. С.Ф. Бондарчука

Михаил Ножкин в самую точку попал, сказав на открытии фестиваля: «Вся история человечества – это история битв на земном шаре, так что фестивали военных фильмов нам нужны. Посмотрите, на нас со всех сторон лезут скопом, и что нам остается – либо побеждать, либо раствориться в этой массе. Россия сейчас возрождается, и это многим не нравится. Да плевать нам на них, для нас сейчас главное – собрать Родину. И помнить о том, что Россия – это каждый из нас. Фестиваль в Волоколамске носит имя Бондарчука, и это возводит его в особый ранг ответственности. Премий сейчас раздают много, но те, что раздают на фестивале «Волоколамский рубеж», должны отличать Человека и Гражданина». Слова любимого поэта и артиста потонули в буре оваций. Такими же бурными аплодисментами зрители встречали песни Михаила Ножкина – «Время Русь собирать», посвящение разведчикам, ну а «Последний бой» зал пел вместе с автором. Открытие было очень бравурным, обещающим настоящий праздник. Выступили Евгений Дога, Ольга Остроумова, лауреат фестиваля за лучшую мужскую роль в фильме «Прорыв» Александр Цуркан, герой сериала «Тайны следствия» Сергей Барышев.
Но, к сожалению, уже на второй день фестиваль ушел в подполье. Дорогие гости уехали, и ощущение праздника пропало. Жюри двух конкурсов – игрового кино под руководством Болотбека Шамшиева и документального – Тенгиза Семенова – укромно смотрело кино, в большинстве своем, в безлюдных залах. Программа постоянно менялась, но ни журналистов, ни зрителей никто об этом не спешил уведомить. И это, конечно же, вызывало неудовольствие режиссеров. Сергей Говорухин отказался представлять свой дебют в игровом кино – картину «Никто, кроме нас…» – о малоизвестной войне в Таджикистане, поскольку показ был перенесен на день раньше, и не на 18.00, а на 12.00, когда народ в основном еще на работе. Режиссер провел импровизированную пресс-конференцию с журналистами и уехал, не заходя в кинозал. И нет сомнения, что этот конфликт помешал объективной оценке фильма Говорухина.
Организация фестиваля хромала не только в этом – единый информационный центр отсутствовал, пресс-конференции не проводились, а ведь на фестиваль приехали легендарные люди. Один из трех оставшихся в живых фронтовых операторов – Борис Александрович Соколовский, живущий в Москве; «Паганини балалайки» Михаил Федотович Рожков, названный так самим Гербертом фон Караяном; Алексей Захарович Ванин, четырехкратный чемпион СССР по греко-римской борьбе, снайпер и артист, снявшийся в более чем 50 фильмах, в том числе во всех фильмах Василия Шукшина. Нетрудно догадаться, что возрастная отметка всех этих удивительных людей колебалась около цифры 80, но ни к кому из них не призвали журналистов!.. А инициатива, понятно, наказуема, журналисты на этом юбилейном фестивале почему-то чувствовали себя, как пятое колесо в телеге.
Причина такого самоощущения кроется прежде всего в том, что участников фестиваля и журналистов расселяют в разных местах. Причем в пригороде – кинематографисты и оргкомитет проживают в усадьбе Гончаровых в Малояропольце, а журналистов, как правило, увозят еще дальше. И оказываются они обреченными на посиделки с самими собой, никаких пресс-клубов после рабочего дня, как это принято на выездных фестивалях, никаких встреч с «героями дня». Мастер-класс Никиты Михалкова и концерт с участием артистов кино во Дворце спорта «Лама» в первую очередь были все же зрелищем для зрителей. А прессу затем и зовут на фестивали, чтобы «сверить часы», критерии оценки киноискусства. От главы администрации Волоколамского муниципального района Вячеслава Карабанова мы ежегодно слышим, насколько значим фестиваль для города, и нам трудно поверить, что за 5 лет невозможно было изыскать средства для строительства гостиницы.
Фестивалей в стране в последнее время проводится так много, что традиция вручения призов и наград едва ли не потеряла смысл. Фестивальные фильмы тасуются, как карты в колоде, и призы порой получают картины, которые уже и телезрители увидели, как случилось, например, с картиной Андрея Малюкова «Мы из будущего» (Гран-при «Волоколамского рубежа – 2008»). Имя Сергея Бондарчука действительно возводит фестиваль в особый ранг, но своих традиций, да и образа, только ему присущего, у «Волоколамского рубежа» так и не появилось. А вот гламур проник и сюда – ни с того ни с сего «забили фонтаны» из шоколада. Нет, самих фонтанов, которые любят демонстрировать глянцевые издания, конечно, не было, но сотни килограммов шоколада были закуплены, шоколатье приглашен, и зрителей, и участников просто пичкали высококалорийным продуктом. Вкусно, конечно, но как-то не вязалось с «Волоколамским рубежом». И речь не о фронтовых 100 граммах, не подумайте, мне почему-то вспомнился московский спектакль о гражданской войне, где при входе зрителей встречали актеры в буденовках и билет штемпелевали штыком. И ты мгновенно проникался атмосферой спектакля…
Михаил Ножкин назвал Волоколамск «городом-солдатом», тогда уж фестиваль военного кино должен быть им в квадрате. В программе было много интересных фильмов, особенно в документальном конкурсе, где, как всегда, потрясли портреты людей, высоких душою. Героиня Бизерты Анастасия Александровна Ширинская-Манштейн («Анастасия» Виктора Лисаковича, Россия, Гран-при); барон Карл Маннергейм («Один в четырех лицах» Татьяны Денисовой, Россия, диплом); Николай Киселев, командир Красной армии, бежавший из плена и выведший за линию фронта 218 евреев («Список Киселева» Юрия Малюгина, Россия, спецприз жюри); снайпер, борец, актер Алексей Ванин («Чемпион» Георгия Габелии, к сожалению, не дожившего до показа фильма на фестивале, диплом).
Гран-при с Андреем Малюковым разделил Брайан де Пальма за фильм «Без цензуры» (США), жестко снятую ленту о бесчинствах американских солдат в Ираке. Смелое, яркое кино, с четко выраженной гражданской позицией. «Какие бесстрашные парни есть все же в Америке!» – вновь, как и при обзоре программы документального кино «Свободная мысль» на Московском кинофестивале, где был показан фильм о событиях в тюрьме Абу-Граиб, хотелось воскликнуть. Следует отметить, что, наряду с лентами «На краю стою…» Эдуарда Тополя (Россия), «Живые и мертвые» Кристиана Милича (Хорватия), «Военный корреспондент» Костадина Бонева (Болгария), отмеченными жюри, в конкурс попадают откровенно слабые работы. Такие, как «Русичи» Адель Аль-Хадада, «Саперы» Бориса и Василия Щербаковых, «Господа офицеры» Олега Фомина.
Картина «Чаклун и Румба» Андрея Голубева (Беларусь) отмечена дипломом «За мастерское создание образа русского солдата» актером Андреем Федорцовым. Одно можно сказать после этого фильма – жив Василий Теркин и никогда не умрет, особенно если разминировать поля ему помогает такая чудесная овчарка, как Румба!.. Документальный фильм «Тайна 22 июня» Сергея Головецкого, белоруса по рождению, а ныне московского режиссера, получил приз регионального благотворительного Фонда поддержки документального кино им. Романа Кармена.
Культурные программы фестиваля оставляют желать лучшего – обстоятельные экскурсии в Иосифо-Волоцкий монастырь, в усадьбы Гончаровых и видного государственного деятеля эпохи Екатерины Великой З.Г. Чернышева в Малояропольце пошли бы на пользу дела всем. А вот выставка «Семья в кадре» замечательного фотохудожника Миколы Гнисюка, недавно ушедшего из жизни, оставила яркое впечатление. Так что, несмотря на все «но», у организаторов есть немало возможностей сделать так, чтобы «фестиваль-солдат» засиял яркими красками.
Нина КАТАЕВА
Волоколамск – Москва

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. WP: Байден выступит с речью, посвященной решению выйти из президентской гонки
  2. Организации, где учредителями выступают зарубежные госорганы, могут быть признаны в России нежелательными
  3. Вячеслав Володин предложил создать комиссию по вопросам миграционной политики
  4. Илон Маск сравнил блокаторы полового созревания с препаратами для стерилизации
  5. Зеленский заявил, что понимает необходимость завершить конфликт как можно скорее
  6. Порошенко перепутал Майка Джонсона с Майклом Джексоном
  7. Госдума вводит наказание до двух лет лишения свободы за пропаганду наркотиков
  8. Володин: Ротация депутатов, занимающих руководящие должности, позволяет повысить эффективность работы Госдумы
  9. Володин о западной «демократии»: они сами себя съедят
  10. Принят закон о режиме высылки мигрантов из России
  11. Венгрия не одобрит выделение 6,5 млрд евро на оружие Украине из-за остановки транзита нефти
  12. В России семьи с детьми смогут получить остаток маткапитала в виде единовременной выплаты
  13. Владимир Путин провел встречу с новым главой Счетной палаты
  14. МОК исключил из списка признанных федераций Международную ассоциацию бокса
  15. Кремль прокомментировал планы Запада усилить присутствие в Арктике

Парламентское Собрание

Большая часть союзного бюджета уходит на социальные проекты

От Бреста до Владивостока у каждого должны быть равные возможности для развития, труда и творчества.

МНЕНИЯ

Никому не нужный Джо

Анатолий Заусайлов

В американской гонке за место в Белом доме, что ни неделя, то новый сюжет.

Байден переходит в режим «хромой утки»

Леонид Слуцкий

Еще в субботу хозяин Овального кабинета не собирался выходить из президентской гонки.

Месье Шариковы с дуба рухнули

Олег Зинченко

Скоро Франция как шелудивый пёс начнёт охотиться за собственным хвостом.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также