«Нераскрученные» спектакли
Оказались в центре внимания завершившегося в Гомеле X Международного фестиваля «Славянские театральные встречи» Костяк составили спектакли 8 столичных и областных российских театров и 7 белорусских театров. Украинская сторона была представлена труппой театра-основателя – Черниговского музыкально-драматического имени Тараса Шевченко. Всего зрители увидели 19 спектаклей по произведениям Островского, Гоголя, Янки Купалы, а также советских и современных авторов. Одним из непременных условий участия в юбилейном фестивале была «нераскрученность» спектаклей, то есть это должны были быть премьеры недавнего сезона или работы – призеры фестивалей нынешнего года. И данное требование, к чести организаторов, было выдержано.
фестиваля «Славянские театральные встречи»
Костяк составили спектакли 8 столичных и областных российских театров и 7 белорусских театров. Украинская сторона была представлена труппой театра-основателя – Черниговского музыкально-драматического имени Тараса Шевченко. Всего зрители увидели 19 спектаклей по произведениям Островского, Гоголя, Янки Купалы, а также советских и современных авторов. Одним из непременных условий участия в юбилейном фестивале была «нераскрученность» спектаклей, то есть это должны были быть премьеры недавнего сезона или работы – призеры фестивалей нынешнего года. И данное требование, к чести организаторов, было выдержано. В частности, недавнюю премьеру представил хозяин фестиваля – Гомельский областной драматический театр – спектакль по пьесе Островского «Волки и овцы». Витебчане (Национальный академический театр имени Якуба Коласа) привезли спектакль по пьесе белорусского драматурга Елены Поповой «Домой» (режиссер-постановщик – заслуженный деятель искусств РБ Виталий Барковский), удостоенный Гран-при на фестивале «Смоленский ковчег» в июне этого года. С большим интересом его воспринял и гомельский зритель, а жюри присудило диплом «За лучшую режиссуру».
Одной из самых «раздражающих» работ, вызвавшей полярные мнения членов жюри, в которое помимо российских, белорусских и украинских деятелей культуры и театроведов входили представители Германии и Польши, а также критиков и публики, стал спектакль по гоголевскому «Ревизору», представленный Смоленским драмтеатром имени Грибоедова. Горячие споры вызвала сама подача классического материала через мистику и погружение в сон. Журналист и критик из Польши Андрей Москвин усмотрел в этом довольно талантливый ход. «На мой взгляд, – сказал он, – сделано это было последовательно и красиво. Прием более чем убедителен, ведь в нашем сознании многие события распадаются на части, фрагменты, ощущения, всплески». Аналогичной точки зрения придерживается и театральный критик, доктор театроведения из Витебска Татьяна Котович: «С тех пор как в 1907 году появилась знаковая картина Пабло Пикассо «Авиньонские девицы», искусство исследует подсознание человека, законы этой области, куда мы выдавливаем наши комплексы, наши неврозы… «Ревизор» – эстетически красивый спектакль, в духе современных тенденций».
Диаметрально противоположного мнения оказался член жюри, кандидат театроведения, народный артист Украины, ректор академии искусств из Житомира Леонид Данчук. Чрезмерно осовремененный подход к произведению Гоголя, включенные в него сексуальные намеки, мордобой он расценил как «опошление» классического материала.
Член жюри, редактор отдела театра и кино газеты «Культура» Татьяна Комонова (Беларусь) усмотрела в данном споре важный для нашего времени момент отношения к классике: чем она должна быть сегодня – полем для экспериментов, пространством для самовыражения или все же некой данностью, к которой боязно прикоснуться? Как бы то ни было, «Ревизор» Анатолия Ледуховского был отмечен дипломом именно за постановочное мастерство.
Да и в целом, дискуссионность, наряду с праздничностью, которая царила на подмостках трех театров города над Сожем, была приятной особенностью фестиваля. Члены жюри, критики горячо обсуждали представленные работы, а также вопросы профессиональной кухни в антураже, который как нельзя лучше соответствовал духу фестиваля – в стенах славянской библиотеки, есть такая в Гомеле, в знаменитом дворцово-парковом ансамбле Румянцевых-Паскевичей, уникальном музее народного творчества в городе Ветка.
Примечательным событием стало участие в фестивале Театра юного зрителя Республики Саха (Якутия). Театр запомнился не только самобытно поставленной сказкой по легендам народов Севера, но и своим гражданским поступком. В Лоевском районе Гомельской области во время форсирования Днепра при освобождении региона от немецко-фашистских захватчиков 65 лет назад геройски погиб их земляк Федор Попов. Переправившись вплавь через Днепр, он бросился во вражескую траншею, автоматным огнем и с помощью гранат уничтожил 23 гитлеровца, захватил пулемет и стал прикрывать товарищей. Через некоторое время 81-я стрелковая дивизия перешла в контрнаступление. Но сам Федор Попов погиб. Его подвиг на белорусской земле отмечен Золотой Звездой Героя. Благодарные гомельчане назвали в честь Федора Попова одну из улиц областного центра. Артисты навестили братскую могилу в деревне Деражичи Лоевского района, рассыпали над ней горстку земли с малой родины Героя. Поистине такие минуты дорогого стоят и как нельзя лучше объединяют людей.
И еще одно событие. Актриса Новгородского академического театра имени Достоевского Любовь Лушечкина приехала в Гомель в звании заслуженной артистки России, а уехала народной артисткой. Указ о присвоении ей этого высокого звания был подписан Президентом РФ в дни, когда проходил фестиваль. Эту новость и самой артистке, и присутствующим в зале зрителям объявили сразу после спектакля Новгородского театра. Зрители бурными аплодисментами поздравили актрису.
Хороший резонанс среди жюри и зрителей получила работа «Гуарапский писарь» М. Бгажба Абхазского государственного драматического театра имени С. Чанба (режиссер-постановщик Валерий Кове), отмеченная дипломом «За гуманистическое звучание спектакля». Он посвящен вечным поискам творческого человека, его желанию реализовать свой потенциал, вызвать отклик в душе у зрителя. Эдакий «театр в театре» при минимуме декораций покорил публику высокой энергетикой действа. Примечательно то, что совсем недавно актеры театра защищали свободу своей республики с оружием в руках, а потом подбадривали раненых своим творчеством. А приезд в Гомель труппа рассматривает и как возможность заявить о своей стране, которая отстаивает свою независимость, развивает культуру, укрепляет дружбу с другими государствами.
Всего на творческом форуме было вручено 10 дипломов по разным номинациям. В фестивале приняла участие большая группа руководителей театров из стран СНГ, что в дальнейшем будет способствовать более активному гастрольному обмену и развитию фестивального движения.
Валентина ЛАЙКОВА