Живи ясно
В Третьяковской галерее открылась выставка в честь 80-летия мастера пейзажа Валентина Сидорова «Гори, гори ясно» – именно этими словами бабушки назвал когда-то свою повесть, а сейчас и выставку, посвященную юбилею, народный художник СССР и РСФСР Валентин Михайлович Сидоров.
«Гори, гори ясно» – именно этими словами бабушки назвал когда-то свою повесть, а сейчас и выставку, посвященную юбилею, народный художник СССР и РСФСР Валентин Михайлович Сидоров. Он родился 5 мая 1928 года в деревне Сорокопенье под Тверью. Детство, проведенное Сидоровым в деревне, не просто стало опорной точкой для всего его творчества – оно сформировало в его памяти большой и разнообразный сказочный мир, который красочными мазками ожил и заиграл весенней зеленью, золотом осени и разноцветием лета на холстах художника. Сюжеты для картин Сидорову дарили родные места – деревня Сорокопенье и село Коровино в Тверской области. Однажды художник увидел на лугу мальчиков, с интересом читавших книгу о Гагарине, – живость и непосредственность ситуации, одухотворенные лица детей настолько очаровали его, что он сразу же схватился за кисть. Через какое-то время ребята попросили художника отпустить их немного поиграть в футбол – и совсем скоро родилась вторая картина, с теми же героями, но уже увлеченными игрой.
Не менее интересна история создания картины «Весна. Высокое небо». «Как-то раз вечером я слушал фортепианный концерт Рахманинова, – рассказывает художник, – а затем я отправился в деревню Тарусово, где Левитан писал свою знаменитую картину «Весна. Большая вода». Но дойдя только до деревни Алексеевка, я увидел потрясающую картину: грязища на дороге, первая весенняя зелень, первые птицы в высоком небе… И у меня в голове зазвучала рахманиновская музыка! Конечно же, я сразу побежал домой за красками и холстом. Вслушайтесь в музыку этого великого композитора: в ней заложен невероятный оптимизм, который и вдохновил меня на написание этой картины».
А творчество другого русского классика вдохновило Сидорова на написание картины всей его жизни. Это картина «В начале мая»: трое детей, бегущих по сельской дороге под предгрозовым небом, гнущиеся от ветра березы и легкие проблески солнца. Конечно же, сразу вспоминаются знаменитые строки Тютчева: «Люблю грозу в начале мая…»
Картины Сидорова открывают зрителю настоящие тайны родной природы, удивительные явления, о которых мы порой не задумываемся всерьез и не представляем себе. Например, о том, что все деревья шелестят по-особенному: угрюмо шуршит ель, а в звонкой березовой листве живет особенный, березовый ветер. Именно такое название – «Березовый ветер» – носит одна из картин Сидорова.
Еще одно удивительное явление, о котором рассказывает творчество Сидорова, – это теплота родной земли. «На теплой земле» – именно так была названа одна из самых знаменитых картин автора, давшая название целому циклу картин, написанных художником в Подоле. В 1962 году Сидоров был выдвинут на медаль, но заслуженной награды так и не получил: критики сочли, что советский художник не должен «воспевать частные хозяйства», а героями картин должны быть трудящиеся колхозные бригады, а не одинокие старухи. Но через много лет этот цикл все же завоевал свою славу: в 2002 году эта выставка побывала во многих городах и странах. А в 2004 году за этот цикл картин Валентин Михайлович стал лауреатом Премии Союзного государства в области литературы и искусства.
Полученную премию художник решил потратить на благое дело – построить в родном селе Коровино часовню преподобного Сергия Радонежского. «Я помню, как уходившие на фронт молодые ребята обнимали на прощание святыню нашего села – Родительский Камень, произнося: «Прощай, моя Родина, не увижу тебя никогда», – рассказывает Валентин Михайлович. – Этот камень лежал на том месте еще с языческих времен и был очень почитаемым. Помнится, в камне было небольшое углубление, где постоянно горела маленькая лампадка в память о тех, кого уже нет на этом свете. Но однажды случилось несчастье: пьяный бульдозерист наехал на камень и спихнул его в силосную яму. Нашей святыни не стало. И на этом месте, где когда-то был камень, я решил воздвигнуть часовню в память о тех, кто не вернулся с фронта.
В свои 80 Валентин Михайлович уже 20 лет возглавляет Союз художников России, успевая писать, рисовать, открывать новые выставки, обучать студентов в Московском государственном академическом институте имени В.И. Сурикова и даже проводить исследования в Федоровском институте в Москве. Параллельно Валентин Михайлович руководит обустройством часовни в Коровине. «Часовню построили, а теперь нужно ее наряжать: купель для крещения приобрести, иконостас сделать… Предстоит большая работа», – говорит художник. Такая неугасаемая энергия, любовь к жизни и к своему ремеслу, наверное, и означает «жить ясно».
Татьяна КУТАРЕНКОВА