САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Когда сердце истосковалось по Любви…

На VI Международном театральном форуме «Золотой Витязь» зрители увидели спектакли 35 театров России Фестиваль проходил в дни шагающего по планете кризиса, но никто из участников этого не заметил. «Золотому Витязю» – форуму реалистического театра, как и его собрату – форуму кинематографическому к кризисам не привыкать. Какие бы хляби небесные ни разверзались, фестивали под руководством президента Николая Бурляева всегда проводятся в намеченные сроки.

На VI Международном театральном форуме «Золотой Витязь» зрители увидели спектакли 35 театров России

Фестиваль проходил в дни шагающего по планете кризиса, но никто из участников этого не заметил. «Золотому Витязю» – форуму реалистического театра, как и его собрату – форуму кинематографическому к кризисам не привыкать. Какие бы хляби небесные ни разверзались, фестивали под руководством президента Николая Бурляева всегда проводятся в намеченные сроки. Вот и в этом году, несмотря на недофинансирование, за 18 дней на московских театральных площадках было показано 45 спектаклей «большой», «малой» формы и «для детей». Охват географии широкий – Россия, Беларусь, Украина, Болгария, Словения, Австралия. И надо сказать, программа этого года была на порядок выше по качеству, чем прежде. В центре интереса – постановки по классике: грибоедовское «Горе от ума», пушкинская «Полтава», «Сон смешного человека» по Достоевскому, гоголевский «Ревизор» и «Он был титулярный советник…» по «Запискам сумасшедшего», «Царь Федор Иоаннович» по А.К. Толстому, спектакль по рассказам Бунина «Возлюбленная нами…», «Шведская спичка» и «Вишневый сад» Чехова. Афиша царская.
С тем, что в этом году хорошо поработали отборщики, согласилась председатель жюри, судившего спектакли малой формы, доктор филологических наук, профессор Белорусского госуниверситета, театральный критик Татьяна Орлова. «С удовольствием посмотрела спектакли камерных театров России, руководителей которых совершенно не заботит проблема, как выжить, – они находятся под патронатом мэрии, – сказала Татьяна Дмитриевна. – Мы в Белоруссии об этом еще только мечтаем. Конечно, с особым чувством смотрела кукольный спектакль «Вишневый сад» «нашего» Олега Жюгжды, который ставит спектакли по всей Европе. Родился он в Вильнюсе, учился в Минске и Ленинграде, работает в основном в театрах России и Беларуси. Жюгжда – лауреат российских, белорусских, европейских театральных фестивалей, обладатель «Хрустального кубка» Пражского всемирного фестиваля кукольного искусства за лучшую режиссуру в 2004 году, награжден дипломом Белорусского центра ЮНЕСКО «За развитие международных связей».
Нет сомнения, Олег Жюгжда – один из фаворитов VI «Золотого Витязя», на его спектакль «Вишневый сад» в Театр кукол «Огниво» в Мытищах стремились попасть все. И не зря – в этой постановке режиссер опровергает себя школьника, писавшего когда-то «правильные» сочинения по драматургии Чехова. Помните о «светлом будущем», в которое строем уходят Аня и Петя, увлекая всех за собой? Нет, сегодня «Вишневый сад» звучит другой, надрывной нотой (вспомним фильм Сергея Овчарова «Сад», показанный летом на Московском кинофестивале), и она вся о дне сегодняшнем, в котором мучается Лопахин. «Мучается, потому что талантлив, потому что умен, – говорит режиссер, – потому что любит… И все оказалось совершенно понятно и ясно и иногда даже смешно (до слез). Потому что все персонажи – обыкновенные люди, иногда смешные. Иногда нелепые, которые хотят просто жить, просто спать, просто есть, просто любить… И мучаются все от невозможности все вернуть».
К таким же фаворитам можно причислить македонца Ивана Поповски, ученика Петра Фоменко, показавшего на фестивале два спектакля – «Капли Датского короля» в Театре Музыки и Поэзии под руководством Елены Камбуровой и «Носорог» в московском театре «Мастерская П. Фоменко» («Золотой Витязь» и диплом). Пьесе короля абсурда Эжена Ионеско уготована долгая жизнь, потому что, как бы ни хотелось, чтобы она перестала быть актуальной, пока в каждом из нас сидит свой носорог, который в один прекрасный день своим отвратительным рогом вспарывает человеческую оболочку и вырывается наружу. И творит такое, что пикассовская «Герника» становится слабым отражением этого кошмара... А «Капли Датского короля» – это дружеское застолье в духе Булата Окуджавы, устроенное Поповски, следовало бы посмотреть каждому. Что только ни услышите – и «О Моцарте», и «Дежурного по апрелю», и «На фоне Пушкина…», и «Молитву», и «Синий троллейбус»!
Когда Поповски, экзотичный молодой человек, выбегал на сцену за наградами, едва не обнимая своих актеров, получивших еще и дипломы «За лучший ансамбль» и «За лучшие мужскую и женскую роли» в «Носороге», в зале возникало ощущение праздника. «Петр Ефимович Фоменко всегда говорит нам: «Играйте не роль, а спектакль!» Мы очень старались. И, кажется, у нас получилось!» – радостно возвестил залу ученик знаменитого режиссера.
«Он был титулярный советник» Петра Фоменко («золото»), «Шведская спичка» Никиты Гришпуна, Театр Наций («серебро»), «Взгляды одного учителя на болгарское народное творчество» Камена Донева, театр «Пловдив», Болгария («бронза») – победители в номинации «Малая форма». Дипломами отмечены замечательные моноспектакли – «Как я» (Словения) – об Эдит Пиаф, украинский «Круги Айси» – об Айседоре Дункан, белорусский «Подожди, солнце».
Спектаклем, наиболее соответствующим девизу фестиваля – «За нравственные, христианские идеалы. За возвышение души человека», назвали спектакль Юрия Еремина в Молодежном театре «Сотворившая чудо» («серебро»). Поучительная история о том, как человек, переживший в детстве трагедию слепоты и глухоты, «сделал» себя, добившись успехов, редкостных для любого. Тем более что у героини спектакля есть прототип – американка Элен Келлер.
А подлинным открытием фестиваля я назвала бы необалет «Апофеоз» Омского музыкального театра (спецприз и диплом «ЗВ»), посвященный Александру Колчаку. Идея спектакля принадлежит директору театра Борису Ротбергу (диплом «Лучшему продюсеру»). Поставил балет московский хореограф Юрий Пузаков. Удивительно, но создателям спектакля, в отличие от кинематографистов «Адмирала», средствами пластики, музыкальными образами, декорациями, воспроизводящими окрестности Омска времен Колчака, удалось сказать, что главным в личности Верховного правителя России была его вера и преданность Отечеству.
Появлением «Апофеоза» на фестивале зрители обязаны Николаю Бурляеву, который сумел привезти в Москву труппу в 150 человек. Обеспечить должный престиж фестивалю можно только с помощью господдержки, но на закрытии никого из чиновников не наблюдалось. Жаль еще и потому, что не услышали концерт оркестра «Боян» – давний друг «Золотого Витязя» создает непередаваемую атмосферу тепла, дружелюбия и сердечности на торжественных церемониях фестиваля.
Николай Бурляев справедливо возмущается: «Как же так, мы выполняем госзаказ, все помнят, как в прошлом году Президент в обращении к Федеральному Собранию говорил о том, что развитие культуры возможно только при опоре на традиционные духовно-нравственные ценности, а нас не поддерживают?!» Но ответа не слышно. Именно этим проблемам была посвящена на фестивале конференция «Духовные традиции и мутация духа». Драматурги, режиссеры, критики говорили о проблеме выживания национальных культур в эпоху духовной глобализации, о соотношении духовных традиций разных народов, о «новаторстве» и духовной деградации человека. Прозвучало немало конкретных предложений властям, начиная от Закона о культуре и провозглашении Национального проекта в области культуры и духовного развития государства и заканчивая выведением культуры из рынка, утверждением системы госзаказа, учреждением экспертных советов, курирующих российский телевизионный эфир.
«Золотой Витязь», несмотря ни на что, не сдает позиций, и за это его можно только уважать.

Нина КАТАЕВА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Беларусь ратифицировала соглашение с Россией о разработке и организации серийного производства самолета «Освей»
  2. Словакия не будет дальше помогать Украине вооружением
  3. Аксенов предложил заменить термин «новые регионы» на «исторические»
  4. Алаудинов заявил, что из занятых ВСУ сел в Курской области освободили 15
  5. Владимир Зеленский не добился разрешения Лондона на дальнобойные удары вглубь России
  6. Глава МИД Германии Бербок заявила об отказе Путина говорить с Шольцем
  7. Игорь Сергеенко: Реакция Запада на учреждение Дня народного единства в Беларуси нам не интересна
  8. В Польше и Прибалтике думают об атаке на Санкт-Петербург в случае конфликта с Россией
  9. Сергей Митин: На днях посетил выставку инновационных технических и технологических решений в АПК «Агросалон»
  10. Владимир Путин провел встречу с Гурбангулы Бердымухамедовым
  11. Песков допустил, что на участников саммита БРИКС могут оказывать давление
  12. Mash: Около 1500 солдат ВСУ попали в окружение в районе села Ольговка в Курской области
  13. Павел Завальный рассказал о перспективах газификации регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока
  14. Владимир Путин в Ашхабаде провел переговоры с Президентом Ирана Масудом Пезешкианом
  15. Владимир Путин поздравил жителей Тувы с 80-летием добровольного вхождения в состав Советского Союза

Парламентское Собрание

Союзные парламентарии обсудят новые программы в сфере агропромышленного комплекса

Заседание Комиссии Парламентского собрания Союза Беларуси и России по аграрным вопросам пройдет в Минске

Политика

Александр Лукашенко: Белорусы никогда россиян не подводили и не подведут

Кульминацией встречи двух президентов стало вручение Александру Лукашенко высшей награды России - ордена Святого апостола Андрея Первозванного.

МНЕНИЯ

Российская честь не продаётся. Даже за миллиард

Валерий Чумаков

Российские предприниматели, невзирая на сложности, продолжают выплачивать кредиты, полученные до 2022 года даже в недружественных странах

Людоеды в белых воротничках

Павел Родионов

Операция «Утилизация» продолжается.

Хозяин, приезжай!

Павел Родионов

Мазохизм германских властей не перестает удивлять.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также