Как растут мультфильмы
Вышла в свет книга Юрия Норштейна «Снег на траве» Нет ничего удивительного в том, что презентация новой книги классика отечественной анимации Юрия Норштейна прошла столь несуетно. Можно бы в Москве, в крупном книжном магазине, на выставке-ярмарке, среди толпы почитателей и просто читателей… Но это было бы не в духе Юрия Борисовича. Он абсолютно чужд всякой шумихи и саморекламы, и если чему-то всецело предан, то лишь интересам искусства. И потому даже слово «презентация» казалось для него слишком пошлым: это был разговор по душам.
Нет ничего удивительного в том, что презентация новой книги классика отечественной анимации Юрия Норштейна прошла столь несуетно. Можно бы в Москве, в крупном книжном магазине, на выставке-ярмарке, среди толпы почитателей и просто читателей… Но это было бы не в духе Юрия Борисовича. Он абсолютно чужд всякой шумихи и саморекламы, и если чему-то всецело предан, то лишь интересам искусства. И потому даже слово «презентация» казалось для него слишком пошлым: это был разговор по душам. И произошел он в древнем городе Ярославле, на профессиональном празднике – международном фестивале детского анимационного кино «Золотая рыбка», который проводится Международной академией детского и молодежного фильма.
Впрочем, и сама книга стала разговором по душам. «Снег на траве» – своеобразный итог всего творческого пути мастера, раздумья об искусстве в целом и о мультипликации в частности. Книга абсолютно опровергает представления об анимации как о младшей, несовершеннолетней сестре в семье искусств. Мы привыкли думать: «Мультики – это для маленьких», хотя сами, что греха таить, частенько смотрим их с удовольствием. Но, рассматривая кадры из фильмов Юрия Норштейна, понимаешь, что не бывает «высших» и «низших» видов искусства. Бывает лишь настоящее искусство или же подделка под него. Жизнь и творчество Норштейна – пример строгого служения настоящему искусству.
Листая страницы, вспоминаем работы мастера: «Лиса и заяц», «Цапля и журавль», «Сказка сказок». Кадры, эскизы, наброски… Неоконченная «Шинель» – от слишком высокой требовательности к себе, от неохватности поставленной перед собой задачи… И конечно же, знаменитый, нежно любимый взрослыми и детьми «Ежик в тумане» – о странствии маленького существа в этой непостижимой жизни… Книга помогает понять и увидеть, как нелегко давался каждый кадр, как сложен был путь к нему. «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда!» – восклицала Ахматова. В книге «Снег на траве» Юрий Норштейн открывает нам тайну – как растут мультфильмы. Оказывается, из воспоминаний детства, из самых сильных и ярких жизненных впечатлений, из наследия, оставленного нам великими мастерами прошлого…
Содержание книги «Снег на траве» отнюдь не исчерпывается художественной автобиографией. Она может служить своего рода учебником – и не только для художников-мультипликаторов, и не только для графиков и живописцев, но и для всех, кто интересуется историей искусства. Вот автор анализирует движения фигур на рельефе «Плакальщики» (гробница из Мемфиса, ХIV в. до н.э.). Вот он рассматривает гравюру Хокусая «Закат над рекой Рекогу». Сравнивает икону Джотто «Тайная вечеря» с его же фреской на аналогичный сюжет. Разбирает композицию картины Сальвадора Дали «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения». Каждое из этих произведений, по мысли Норштейна, может послужить источником вдохновения для создания анимационного фильма. Нужно сказать, в книге общим счетом более 1700 иллюстраций.
– Последние полтора года я занимался только книгой, – рассказывает Юрий Норштейн. – Но материал для нее начал собирать 15 лет тому назад. Дело в том, что анимации на протяжении многих лет не везло ни в критике, ни в киноведении. О ней не так уж много написано, и я решил восполнить этот пробел. Вообще-то я человек ленивый по природе (так любят говорить многие труженики. – Т.С.), но был поставлен перед необходимостью закончить книгу. Понимал – если я этого не сделаю, будет стыдно. И когда книга наконец вышла в свет и я ее увидел, то даже не мог радоваться. Настолько был измучен, опустошен, истребил все свои силы. Смотрел на нее и думал: это чудовище, которое чуть меня не сожрало. Но это еще не все, что я хотел бы сделать. Страниц 50 не успел – все денежные лимиты были исчерпаны.
Современная анимация, по мысли Норштейна, страдает излишним правдоподобием. А ведь гораздо проще, утверждает Юрий Борисович, создать произведение фотографическое, чем образное, метафорическое. Самые лучшие, талантливые мультфильмы всегда образны. И хочется надеяться, что книга «Снег на траве», слова Норштейна и кадры из его фильмов станут творческим стимулом для нового поколения аниматоров.
Татьяна СЕМАШКО