Музыка осажденного города
В Минске презентовали драму о войне, любви и подвиге Ленинграда
ГОЛОД СТРАШНЕЕ СМЕРТИ
Исторический сериал «Седьмая симфония» режиссера Александра Котта рассказывает о легендарном исполнении знаменитого произведения Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде летом 1942 года. Радиотрансляция концерта из переполненного зала филармонии стала и музыкальным символом осажденного города, и сильным эмоциональным потрясением, подарившим надежду и укрепившим дух людей.
- Помню, с каким трепетом моя мама, блокадница, относилась к хлебу. Ни одна крошка не должна была быть на полу! Она рассказывала, как люди, обессиленные, падали прямо в очередях за кусочком хлеба. Тогда не боялись мертвых и самой смерти. Боялись голода, - с дрожью в голосе рассказывает пенсионерка Надежда Сергеевна.
В столичном кинотеатре «Беларусь» многолюдно. Ветераны, молодежь, воспитанники Суворовского училища спешат занять места в зале. Через пару минут гаснет свет. На большом экране - не художественный вымысел, а трагедия и подвиг, истории прерванных жизней и искалеченных судеб блокадного города.
ГИМН МУЖЕСТВУ
С первых минут фильма понимаешь, что даже в то суровое время Ленинград не растерял свое звание «культурной столицы». По радио в стихах обращались к горожанам, призывая их стоять до конца. Шли концерты, работали библиотеки. А в августе 1942 года в филармонии была впервые исполнена знаменитая Симфония № 7 Шостаковича, ставшая гимном мужества городу на Неве.
Реакция на экранные события - долгие, громкие аплодисменты. После увиденного гости стали расходиться молча. Часто после таких лент и не нужно оживленной дискуссии, впечатление от увиденного столь сильное, что хочется не обсуждать, а немного побыть наедине с собой.
- В наших странах делают все, чтобы передать память о той войне подрастающему поколению. Ведь они - самая уязвимая категория. Важно уберечь их сознание от ложной информации. В этом нам помогают и правдивые фильмы. Хотелось бы познакомить с «Седьмой симфонией» как можно больше российских и белорусских школьников, студентов, - сказал после показа заместитель Госсекретаря Союзного государства Виктор Сиренко.
Беларусь первой приняла удар фашистов, и победа досталась дорогой ценой.
- Погиб каждый третий житель республики. Для наших стран Великая Отечественная война - не просто история. Советский солдат, пройдя дорогами этой кровавой войны, принес освобождение всей Европе и всему миру от фашизма. Никому не позволено украсть у наших народов эту победу. Сообща с нашими братьями-россиянами мы можем отстоять правду, - отмечает министр культуры РБ Анатолий Маркевич.
Александр Бельский, председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга:
- Наверное, молодому поколению тяжело осознать и представить, через что пришлось пройти в то страшное время. И как при отчаянии, страхе, голоде и холоде знаменитая Седьмая симфония Шостаковича придавала людям силу духа и дарила надежду. Мы выросли на военно-детективном фильме «Зеленые цепочки». В памяти до сих пор сохранились эти горькие строки: «На парте осталась открыта тетрадь, не выпало им дочитать, дописать, когда навалились на город фугасные бомбы и голод…»
Да, молодому поколению не нужно объяснять, что такое Великая Отечественная война. Но пугает другое. Искажаются и замалчиваются факты, перечеркивается память о наших родных. Надо всячески противостоять этим попыткам. Этот фильм напоминает нам простую мудрость: если мы забудем об ужасах одной войны, ей на смену придет другая.
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
АЛЕКСАНДР КОТТ: СНИМАЛ ФИЛЬМ-ИСПОВЕДЬ
Зрителям режиссер известен по картине «Брестская крепость» о защитниках цитадели, которые первыми приняли удар фашистских захватчиков.
- Вы снова вернулись к теме Великой Отечественной…
- Мы привыкли к тому, что герои войны - люди в военной форме, которые сражаются с фашистами. А здесь настоящие герои - простые музыканты. «Седьмая симфония» - «тяжелый» и пронзительный фильм о войне, любви и великой музыке. Его цель - не развлекать зрителя. Я хотел сделать фильм-исповедь, рассказать историю простого человека в непростых условиях. Пока сложно судить, насколько актуальна такая форма раскрытия темы блокадного Ленинграда. Я не ставил перед собой задачи на кого-то ориентироваться. Надеюсь, сериал отзовется в зрителях, увлечет их. Рейтинги у фильма уже неплохие, хотя это история не про сражения и военный экшен.
- В основе картины история дирижера Карла Ильича Элиасберга. Вы слышали о нем до съемок?
- Признаться, я практически ничего о нем не знал. При подготовке фильма съемочная команда изучала архивные документы. Мы встречались с родственниками Элиасберга, жителями блокадного Ленинграда, чтобы собрать сведения об этом уникальном человеке, который смог в полуразрушенном городе найти и сплотить музыкантов. Если бы не его напористый, героический характер, никакого оркестра не было бы. Он совершил подвиг.
В создании фильма нам помогали и город, и люди. Я преклоняюсь перед блокадниками. Когда война внутри, когда ты один на один с этими ужасами, это еще страшнее. Хлеб тогда выдавали по карточкам. Трупы людей, умерших прямо на улице, были привычным делом. На этом фоне предстояло репетировать, поднимать дух горожан. В фильме мы попытались рассказать про эту трагедию с точки зрения человека, попавшего в сложные исторические обстоятельства.
- Актерский ансамбль подбирали долго?
- О музыкантах оркестра известно многое, но восстановить доподлинно их биографии было невозможно. Этого и не требовалось. Изучая архивы, мы обращались к человеческим историям, которые стали для нас темой и смыслом этого художественного произведения. Кастинг длился около года. Он начался еще во время написания сценария. Мы искали актеров, которые владеют инструментами, и музыкантов, которые могут быть актерами. Это такая дорога с двусторонним движением. В том, что дирижера Карла Элиасберга сыграет Алексей Гуськов, сомнений не было. В этой роли он очень органичен.
- Еще зрителей удивило, что на экранах вместо привычной блокадной зимы - лето и осень.
- Множество съемок проходило на улице. Шарм и торжественность Петербурга сохранились в тех же дворах-колодцах, улочках, интерьерах. Летом город расцветает, солнце дарит надежду на жизнь. Выжившие цеплялись за это и верили, что блокада вскоре закончится. После зимы это было словно воскрешение.