Серебряные коньки позолотил орел
20-й «Золотой орел» полетал на «Мосфильме»
Фото: Национальная академия кинематографических искусств и наук России
В первом павильоне «Мосфильма» толчея. Кажется, никто не боится «омикрона». Вот позирует фотографам Катерина Шпица. А вот пытается войти в зал звезда сериала «День рождения буржуя» Валерий Николаев. Мимо быстро проходит Алексей Гуськов. Перед входом в зал - памятные стенды. Гости останавливаются перед ними и не сдерживают слез. С портретов смотрят Сергей Соловьев, два Владимир - Меньшов и Наумов… Три режиссера, которых привыкли видеть в первых рядах на «Золотом орле», ушли из жизни в прошлом году. В начале церемонии их память почтили минутой молчания.
ПЕКАРЬ И АРИСТОКРАТКА
Абсолютным триумфатором стал фильм «Серебряные коньки». 6 златокрылых статуэток! Ленту наградили за монтаж, костюмы, сценарий и как лучший фильм. И за самых-самых художника-постановщика и оператора.
Впрочем, это было предсказуемо. Фильм выбился в лидеры на популярной платформе Netflix.
- Конечно, это картина, прежде всего, о любви, - отметил, забирая «Золотых орлов», продюсер ленты Антон Златопольский. - Хотя тут много жанров. Но делали в первую очередь, как фильм о любви, и вот она нам в таком виде (указывает на статуэтку) возвращается. Мне кажется, это удивительная часть нашей профессии, когда можем что-то отдать на экран, а потом, если получится, получить это обратно, от зрителя.
По сюжету на дворе 1899 год. Петербург. Рождество. Каналы и реки превратились в один большой каток. На нем бурлит яркая и праздничная жизнь. И разъезжает из одного конца города в другой Матвей. Он — курьер. Развозит пироги. Перебивается с копейки на копейку. Единственное богатство — серебряные коньки, которые подарил отец-фонарщик. Волшебные, но молодой человек пока об этом не знает. За несколько дней до нового 1900 года у Матвея все идет наперекосяк. Теряет работу, тяжело заболевает отец. Помощь предлагает… вор-рецидивист! И, так получается, что Матвей забирается в дом крупного сановника Николая Вяземского. Молодого человека замечает его дочь Алиса. Девушка утонченная, увлеченная, что неприемлемо по тем временам, наукой. Между ними вспыхивают чувства, но, конечно, ждут преграды и приключения.
В основу фильма лег роман «Серебряные коньки». Мэри Мэйпс Додж написала его в 1865 году. В книге немного другой сюжет. Главные герои - брат и сестра (а не возлюбленная), а действие происходит не в Петербурге, а в Голландии.
Лента — дебют режиссера Михаила Локшина. До того он снимал в основном рекламу и клипы. Дебютным фильм стал и для молодых петербургских актеров, сыгравших главных героев. Федор Федотов стал Матвеем, а Софья Присс — Алисой.
ВОЛШЕБНЫЕ ЛЕЗВИЯ — ИЗ БЕЛАРУСИ!
Перед съемками группа призадумалась, где бы взять старинные коньки? Подходящий экземпляр 1885 года нашли на одном интернет-аукционе. За ним велась охота. Однако съемочная группа победила. Отхватила лот в четыре утра, отправив в нокаут пятерых участников торгов из разных уголков планеты.
Но коньки пожалели. Не стали в них кататься. Дорогие, да и неудобно. Их снимали только крупным планом. А для катания пошили ботинки. Причем с учетом реалий тех лет. Коньки в дореволюционной России не фиксировали лодыжку. Кататься в таких — себе дороже. Запросто можно вывихнуть ноги. И для того, чтобы этого не случилось, на ботинках сделали незаметные фиксирующие бандажи.
Но, главное, что те самые волшебные серебряные лезвия к ботинкам Матвея сделал белорусский художник по металлу и декоратор Олег Седловский. Он же, кстати, работал над «Сталинградом», «Викингом» и «Матильдой».
- Редкий мастер, делает вещи, чрезвычайно близкие к подлинным, - отметил режиссер Михаил Локшин.
Съемки шли половину 2019 года. В Петербурге и под ним — в Кронштадте, Гатчине и Всеволожске. Пришлось потрудиться для того, чтобы снять катки. Зима выдалась теплой. Постоянно было 0 °C, и лед на Неве, Фонтанке, Мойке и Крюковом канале никак не застывал. И его укрепляли. Создавали с помощью МЧС настил. Но этого было мало. Требовалась красивая картинка. Лед должен был выглядеть не только эффектным, но и чистым. Тогда придумали синюю подложку. Клали ее, а сверху наливали десять сантиметров воды и замораживали ее.
А вот массовые сцены на льду снимали в павильонах в городе Всеволожске. Там залили каток так, чтобы он походил на участок Мойки и Зимней канавки. Снимали на хромакейном фоне, поэтому каток удалось перенести в Петербург.
Интерьеры нашли в Юсуповском, Мраморном, Шереметевском (Фонтанный дом) дворцах, а также во дворце Великого князя Владимира Александровича (Дом ученых).
КАШЛЯТЬ, ТУЖИТЬСЯ, БОЯТЬСЯ
Почти подобрался к «Серебряным конькам» «Огонь». Получил три статуэтки. За звукорежиссуру. И отметили актера и актрису второго плана. Ивана Янковского и Ирину Горбачеву. Фильм рассказывает о судьбах пожарных. Погибает подчиненный, и бывалый инструктор бригады хочет уволиться. Но не так-то просто это сделать. Лето в России — жаркая пора. Инструктор берет в команду новичка — парня своей дочери. И едет в Карелию на сложное задание. Там попадается женщина, которая вынуждена сдерживать роды во время лесных пожаров. Ее сыграла Ирина Горбачева.
- Я очень не хотела сниматься, потому что не рожала, и у моей героини почти нет слов, а это не интересно, - признается она. - Говорила режиссеру: «Леш, ну что я там буду кашлять, тужиться, бояться!». Но согласилась и не прогадала.
ПОБЕДИЛИ ДВА ЯНКОВСКИХ
За лучшую женскую роль наградили Марию Аронову. Она сыграла взрослую Сашу в «Паре из будущего». Зритель погружается в 2040-й год и видит не такое уж фантастическое будущее. Цифровой мир. Правит бал социальный рейтинг, по которому уже почти живет Китай. Развестись почти невозможно. Саша и Евгений в браке 20 лет, и отношения оставляют желать лучшего. Но у них появляется шанс улучшить брак. Пара возвращается на 20 лет назад. В тот самый день, когда Женя сделал предложение Саше. И взрослая пара хочет разлучить себя же в молодости. Однако юные ребята намерены сражаться за любовь!
Лучшим актером-мужчиной прошлого года признали Филиппа Янковского. Он сыграл Ивана Шухова в «Иване Денисовиче».
- Роль сложная, но для нас, актеров, это радость, - говорит Филипп Янковский. - Огромное счастье - перевоплотиться в того персонажа, кем я абсолютно не являюсь. И показать, как сильна воля человеческого духа. Тем приятнее получить премию от коллег.
Янковский признался, что посвятил роль маме, потому что подсознательно в сержанта Шухова заложил образ отца — дедушки Саши. Его судьба, как две капли воды была похожа на историю персонажа. Приз актер посвятил тем людям, которые сгинули во время и после войны в лагерях.
Кстати, сам фильм «Иван Денисович» тоже получил «Золотого орла». За режиссуру. Статуэтку забрал Глеб Панфилов. Лента снята по повести Солженицына. Еще на премьере вдова писателя высоко оценила работу. Назвала «памятником всем невинно арестованным и погибшим в лагерях».
Интересно, что сын Филиппа, Иван получил статуэтку за роль второго плана. В «Огне». Он играет там Романа, того самого новичка — парня дочери. Приз за Ивана забрал отец.
ВЕРТИНСКИЙ И МАМА ПИНГВИНОВ
Дважды отметили «Седьмую симфонию». Признали самым-самым телесериалом. А Алексей Гуськов получил статуэтку, как лучший мужчина-актер на телевидении. В этой ленте он играет дирижера Большого симфонического оркестра Карла Элиасберга. Он получает правительственное задание. Надо выдать в эфир из блокадного Ленинграда симфонию Шостаковича.
- Смерть торжествует мгновение, память вечна, - сказал, забирая «Золотого Орла» Гуськов. - Мы все из памяти. Весь наш коллектив очень бережно коснулся этой темы. В истории нашей страны много моментов, которыми можно гордиться. Они всегда остаются сухими датами, пока не принимают лицо. После концерта мой герой, режиссер Карл Ильич Элиасберг, говорит музыкантам о том, что нас могут забыть поименно, но исполнение симфонии Шостаковича из измученного города будут помнить наши дети, внуки и правнуки.
Военную драму снял Александр Котт.
- Седьмая симфония для меня - не музыка, а три года жизни, - убежден он. - Это люди, которые ее исполняли. Седьмая симфония — это гармония войны. Произведение Шостаковича, о котором знают все и не знает никто.
Две работы в киносреде в прошлом году тоже были на слуху. И, конечно, поймали «Золотых орлов». Музыкально-биографического «Вертинского» Авдотьи Смирновой признали «лучшим сериалом онлайн-платформы». Номинация, кстати, новая. Другой сериал, о котором говорили, «Пингвины моей мамы» Наталии Мещаниновой - о мальчике из многодетной семьи. Награду фильму принесла Александра Урсуляк, сыгравшая мать. Ее роль признали лучшей на телевидении.