В балете - никакой халтуры
Знаменитому хореографу Юрию Григоровичу исполнилось 95 лет. Его хореография «Щелкунчика» - самая популярная из всех версий
ФОТО: Александр Макаров/РИА Новости
ЧЕЛОВЕК С СОЛНЕЧНЫМИ ГЕНАМИ
Больше шестидесяти лет его называют великим балетмейстером, который перевернул представление о классике.
Он родился в ночь с 1 на 2 января. В его крови есть солнечные гены: дед, Альфред Розай, еще до революции приехал из Италии в заснеженный Петербург и женился на русской девушке, работал в царских конюшнях. После революции как специалист по лошадям поступил в цирк Чинизелли, часто брал маленького внука за кулисы. Там будущий балетмейстер увидел, какие невероятные вещи творят акробаты, наездники и другие артисты, на какие чудеса способно человеческое тело. «Помню запах арены и до сих пор люблю цирк», - вспоминает Юрий Григорович. - В цирке - никакой халтуры, как и в балете».
А родной брат его мамы, Георгий Розай, стал танцовщиком Мариинского театра.
Так что маленький Юра был хорошо знаком с балетным миром, поэтому не сопротивлялся, когда мама отвела его в балетное училище.
«Я - ТАНЦОВЩИК»
Свой первый спектакль «Аистенок», с юными артистами детской хореографической студии при ДК имени Горького, он поставил в девятнадцать лет. Речь в постановке шла о том,
как в Африке белые колонизаторы угнетают негров, а маленький аистенок, прилетевший на зимовку из далекой России, защитил их и сплотил на борьбу всех местных зверей и птиц.
Когда до актерской пенсии оставалось два года, в театре освободилась ставка балетмейстера. А совмещать две работы в те годы не разрешалось. Юрий Николаевич выбрал режиссуру. Но если ставит спектакль, сам показывает артистам движения - не признает, когда руководят сидя в кресле.
«Я же все-таки танцовщик», - смеется он.
СЛОМАЛ СТЕРЕОТИПЫ
Однажды Григорович предложил руководству Мариинского театра создать спектакль «Каменный цветок» на композицию Сергея Прокофьева.
«Услышал эту музыку и сразу влюбился в нее», - вспоминал Юрий Григорович.
Балет произвел фурор, его назвали поворотным в развитии русской школы, а самого Григоровича - новатором. Он сломал стереотипы.
Казалось бы, что нового можно придумать в балете? Выучил роль - и вперед, на сцену к зрителям. Но если посмотреть балетные записи советских времен до прихода в режиссуру Григоровича, сразу видна разница. В 1930 - 1950-е годы был такой термин - хореобалет, или драмбалет. Это постановки, в которых артисты разыгрывают сценки без слов и время от времени танцуют. Юрий Григорович первым создал совершенно другой спектакль, во время которого все артисты танцуют от начала и до конца. Он соединил невероятно сложную технику, отточенную пластику, эмоции, вызывающие ответные чувства у зрителей, гениальную режиссуру. Все вместе производит магический эффект.
Шесть лет назад «Каменный цветок» возобновили на сцене Мариинки.
Все его спектакли - долгожители. «Спящую красавицу» он поставил в Большом театре в 1963 году. Спектакль стал визитной карточкой Большого театра, побывав на гастролях 96 раз. После премьеры его пригласили остаться в Большом главным балетмейстером, где он и задержался на тридцать лет. К слову, в «Спящей красавице» танцевала Наталия Бессмертнова, которая стала его женой. Балерине предрекали, что Григорович бросит ее через год, но супруги прожили вместе сорок лет, до самой смерти Наталии Игоревны в 2008 году. Григорович говорит: «Меня часто просят рассказать о Наташе, но я не могу…»
ДОВЕЛ ДО СЛЕЗ КОМПОЗИТОРА
Еще одной вершиной его творчества считается «Спартак», который он впервые поставил в 1968-м в Большом театре. Антракты пришлось делать по часу: полчаса не смолкали овации, следующие полчаса артисты отдыхали. Композитор Арам Хачатурян плакал, простив постановщику, что он сократил партитуру.
«Спартак» важен еще и тем, что до него главными в балете считались женщины. После него мужские партии стали наравне, а сам балет признали мужественной профессией, ведь такие сложнейшие пируэты и прыжки не всякий спортсмен исполнит.
Затем взялся за «Ивана Грозного». Сложнейший сюжет из русской истории, без единого слова, только языком танца, стал понятен даже зарубежным зрителям. Он говорит: «Я всегда делаю только то, что хочу». Выбирает то, что зацепит, взволнует, вызовет идеи. Ведь без вдохновения ничего не получится.
Метод
ЭРОТИЧНО И НЕПРИЛИЧНО?
Не все принимали новаторские идеи талантливого постановщика.
В 1961 году он поставил в Кировском театре «Легенду о любви», в которой артисты демонстрировали сложные и непривычные приемы. Так, главный герой поднимал героиню вверх, она зависала вниз головой и делала шпагат, примерно как сейчас в фигурном катании. Эту позу многие, даже балерины, сочли слишком эротичной и неприличной. Разгорелся скандал, дело дошло до специального заседания обкома партии. Но Никите Хрущеву, который тогда руководил страной, постановка понравилась, она была идеологически выдержана, в ней герой жертвовал собой ради своего народа.
Так что режиссер поставил спектакль еще в нескольких театрах, включая зарубежные. Он идет до сих пор и в Мариинке.
В 1995 году Григорович, придерживаясь своего принципа «дорогу - молодым», привлек к работе новичков вместо тех, кто уже давно пребывал на заслуженной пенсии, но продолжал выходить на сцену в главных партиях. Одна именитая балерина была недовольна: «Но и в пятьдесят лет можно танцевать!» А Григорович ответил: «Танцевать можно, смотреть на это нельзя».
Разгорелся скандал, Григоровичу пришлось уйти. Он обосновался в Краснодаре, где на базе местного театра создал с нуля собственный коллектив, сейчас стоящий в одном ряду с лучшими театрами мира. Но с Большим театром согласился возобновить сотрудничество, когда спустя пять лет его позвали обратно.
Когда из Большого со скандалом уволили Анастасию Волочкову, он тут же пригласил ее на работу в Краснодар, сказав: «Считаю Волочкову талантливым человеком».
Далекий от политики, он никогда не вступал в партию. Но это не помешало ему сделать впечатляющую карьеру. Словно подтверждая правило, что мощный талант пробьет себе дорогу вопреки всему.
Репутация
ДЕСПОТ ЗАЖИГАЕТ ЗВЕЗДЫ
Одни называют балетмейстера гением, другие - сатрапом.
Если репетиция началась в полдень, она может продлиться до глубокой ночи, с небольшими перерывами. Юрий Григорович добивается от артистов максимального совершенства, заставляя их повторять партии по многу раз. Может отпустить едкое замечание, но всегда по делу. А как иначе?
«Если нет совершенства, то и творчества не будет», - говорит Григорович. И собирает вокруг себя единомышленников, которые разделяют это мнение. Если человек позволит себе опоздать или, не дай бог, пропустить репетицию - другого шанса у него не будет.
Как говорится, свободен.
Но зато талантливых артистов, которые готовы работать не покладая рук и выполнять все указания мастера, он всегда поддержит. Он дал дорогу многим дарованиям, которые, станцевав главные партии, становились звездами. При этом видел, кому лучше поручить ту или иную роль. Так, он пригласил на роль Спартака в премьере Владимира Васильева. Танцовщик удивился - ведь герой, как ему казалось, должен быть более мощного телосложения и выше ростом. Но Григорович убедил его, что внутренняя мощь важнее, и оказался прав.
Увидел на выпускном экзамене в Московской академии хореографии Николая Цискаридзе и как председатель жюри сказал: «Грузину пять, взять в театр». И вскоре поручил 18-летнему новичку первую роль в балете «Золотой век» вместе со звездами Большого театра.