Уроки маэстро
На неделю белорусская столица стала творческой Меккой, куда съехались известные музыканты и исполнители во главе с лучшим альтистом современности. Сюда же привезли и уникальные скрипки, самая дорогая из них – работы Страдивари – оценивается в 5,5 миллиона долларов…
Белорусская академия музыки в ожидании мастер-класса самого Юрия Башмета гудела как улей. Чести заниматься с маэстро на этот раз удостоились лишь лучшие альтисты: Алексей Ермолаев, Светлана Голубовская и Екатерина Конопелько.
– Когда узнала, что стану участницей этого мастер-класса, то даже не поверила, что буду играть для самого мастера, – делится впечатлениями Екатерина. – Конечно, хотелось показать себя с самой лучшей стороны, но наши преподаватели, настраивая нас на это занятие, попросили быть максимально естественными: «Играйте так, как играете обычно». Волнение, безусловно, присутствовало, однако в работе с Юрием Абрамовичем была интересна каждая деталь, каждое его слово или замечание. Знаете, мы почувствовали себя в роли той нотной партитуры, которую мастер читал «с листа».
Мастер-класс прошел в актовом зале музыкальной академии. Башмет был в настроении, много шутил, но полноценный урок отработал с каждым студентом.
– Думаете, что только вы учитесь на этих мастер-классах? – спрашивал Башмет студентов академии. – Для меня такие занятия не менее ценны, так как дают возможность в очередной раз прожить жизнь того или иного музыкального произведения, почувствовать себя моложе.
Отвечая на вопрос одной из студенток о том, как формируется репертуар маэстро, народный артист СССР вспомнил историю, как в свое время в шутку попросил Микаэла Таривердиева сочинить какое-нибудь произведение специально для Башмета. Композитор согласился, но с условием, что если сочинит, то Башмету уж не отвертеться от его исполнения.
– Спустя месяц получаю партитуру и аудиокассету, – продолжает Юрий Абрамович. – Послушал, но то, что звучало, как-то не вдохновило. Поэтому партитуру даже не смотрел. А когда Таривердиева не стало, мне позвонила его вдова и попросила принять участие в концерте памяти. Я, конечно же, согласился. Достал те самые ноты и заиграл. И чем больше играл, тем больше влюблялся в это произведение, которое сегодня считаю одним из интереснейших в своем репертуаре. Так что всему свое время.
Мастер-класс длился более трех часов. Прощаясь со студентами, маэстро отметил их потрясающие музыкальные способности.
Главной идеей фестиваля Юрия Башмета является возможность совместного музицирования молодых перспективных исполнителей и известных артистов. По мнению организаторов, работа на одной сцене с именитыми музыкантами способствует творческому росту юных талантов, а зрители могут наслаждаться исполнением высочайшего уровня. Кстати, конкурсный отбор талантливой молодежи на фестиваль всегда происходит с согласия маэстро. Как правило, Башмет знает всех претендентов лично, искренне радуется новым встречам и новым талантам, которые мастер открывает для себя во время гастролей по разным странам мира.
– Есть задумка открыть Академию молодых музыкантов СНГ, – делится планами художественный руководитель и директор фестиваля Ростислав Кример. – Накануне фестиваля будут проходить мастер-классы для будущих участников фестиваля. Победителям впоследствии предоставим возможность выступать не только на концертных площадках Беларуси, но и за рубежом. Эту идею планируем воплотить уже в следующем году.
Кстати, нынешний, 2008 год стал для Юрия Башмета знаковым: он и его камерный ансамбль «Солисты Москвы» получили престижную премию американской академии звукозаписи «Грэмми». Приятный сюрприз ждал маэстро и в Минске – за значительный личный вклад в развитие белорусско-российских культурных связей, пропаганду классического музыкального искусства Президент Беларуси Александр Лукашенко наградил его орденом Франциска Скорины.
Алексей ВАЙТКУН