САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Увязнувший коготок

Драма Льва Толстого «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть» (1886 год) не вписалась в официальные торжества по поводу 25-летия «освобождения» крестьян и к постановке была запрещена. Несмотря на то что прогрессивная общественность восхищалась «потрясающей правдой» пьесы и «беспощадной силой воспроизведения жизни», а режиссеры «дрожали от художественного восторга, изумительной обрисовки образов и богатейшего языка». Что совершенно неудивительно – писатель сделал семь редакций пьесы и, по его признанию, «ограбил свои записные книжки». Фабула пьесы почти полностью была взята из уголовного дела в Тульском суде.

Драма Льва Толстого «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть» (1886 год) не вписалась в официальные торжества по поводу 25-летия «освобождения» крестьян и к постановке была запрещена. Несмотря на то что прогрессивная общественность восхищалась «потрясающей правдой» пьесы и «беспощадной силой воспроизведения жизни», а режиссеры «дрожали от художественного восторга, изумительной обрисовки образов и богатейшего языка». Что совершенно неудивительно – писатель сделал семь редакций пьесы и, по его признанию, «ограбил свои записные книжки». Фабула пьесы почти полностью была взята из уголовного дела в Тульском суде. По инициативе примы Александринки М.Г. Савиной пьесу начали репетировать в театре, но на церковников сюжет с убийством младенца, прижитого крестьянином от падчерицы, произвел «подавляющее впечатление», и царь, назвав Толстого «нигилистом и безбожником», потребовал «положить конец этому безобразию». И лишь спустя девять лет, после личной просьбы Толстого, адресованной Станиславскому, передовые деятели театра добились разрешения «Власти тьмы» для сцены. Вначале пьесу поставили в Александринском театре в Петербурге и Малом в Москве, потом она появилась на многих провинциальных сценах. В ХХ веке на сцене Малого театра спектакль был поставлен в 1956 году. Режиссером «Власти тьмы»-2008 стал художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин.
Несмотря на то что драма Толстого страшным образом звучит актуально – волна детоубийств накрыла мир, об этом чуть ли не каждый день пишут СМИ, в спектакле не найдете устремленности в современность. Юрий Соломин разворачивает толстовское действо на фоне реалистичных декораций А. Глазунова, живописующих конкретное время. Это двор и дом богатого деревенского мужика из деревни конца Х1Х века. Бревенчатая конструкция на сцене, русская печь в избе, мешки с зерном, куча соломы во дворе, деревянная ограда, огромные ворота, а за ними – даль светлая с куполами церквей на горизонте и всей русской ширью. И во всей этой красоте и свежести с легкостью творится страшное – прелюбодейство на все лады, отравление больного старика, убийство младенца. Точен музыкальный камертон спектакля Г. Гоберника – наверное, так звучит тема «тьмы».
Вот таким черным может быть мир крестьянского дома, основы основ – Толстой поднимает тему, которая по плечу только титанам. Войны в быту, в семье едва ли не страшнее мировых ристалищ. И театр, который берется ставить эту драму, требующую высочайшей достоверности во всем – от музыки до жеста и взгляда, всегда сдает экзамен на профессионализм. «Современные интерпретации» этой пьесы вряд ли возможны.
В спектакль погружаешься, как в омут, всей душой сопереживая героям. Конфликт, который наблюдаем, можно сформулировать по пословице «Посеешь поступок – обретешь характер, посеешь характер – обретешь судьбу». Неслучайно пьеса называлась вначале «Коготок увяз – всей птичке пропасть». Актеры играют вдохновенно, создавая яркие, полнокровные образы, и, что особенно важно, говорят на прекрасном русском языке. Молодуха Анисья (И. Иванова) обманывает мужа с работником Никитой (А. Фаддеев), свято веря, что ищет лучшую долю. Ирина Муравьева блистательна в знаменитой роли злодейки Матрены, обаятельной тетки, оправдывающей все и вся «делом житейским». Это она делает убийцей своего сына Никиту, здоровенного красивого детину «без царя» в голове.
Беспросветной власти тьмы противостоит лишь тщедушный, косноязычный Аким, отец Никиты (А. Кудинович). Именно он, по Толстому, та сила, которая ставит все на свои места в этой драме. Именно в его речи, пересыпанной всевозможными «того» и «тае» и проникнутой страстным уверением, что душу свою нельзя губить, когда он убеждает Никиту покаяться, рождается великая фраза о Боге: «Бог-то, он все видит, Бог-то, он повсюду, он во!»
Ноту здравого смысла вносит в спектакль старик-работник Митрич (А. Потапов), который утешает Анютку (Л. Милюзина) в страшной сцене совершающегося убийства в погребе. Именно Митрич в разговоре с Акимом обсуждает деятельность банков, а точнее, то, как банки с помощью процентов зарабатывают деньги. Эта сцена неизменно вызывает ироничное оживление в зале. Но даже в этом прямом пересечении с современностью не обнаружите стремления театра к «актуализации» постановки. Но она, актуализация, достигается, как ни странно, именно этой царственной отстраненностью.
Авторам спектакля удается передать потрясение, которое испытал когда-то граф Толстой, столкнувшийся с этим делом в суде. Его трепет и боль. И тем самым напомнить «русскому миру» об истоках его жизни. Неслучайно совершенно органично смотрится сцена покаяния Никиты – «Слушай, слушай, мир православный!». Никакой архаичности – только правда. В каждом жесте и в каждом взгляде. Не говоря о словах. То, чем восхищались современники Толстого. То, что поведал своим современникам Юрий Соломин.
Несмотря на непрекращающиеся уколы критиков, Малый театр продолжает выстраивать свои бастионы, защищающие традиционный русский театр, и уверенно держит оборону.

Нина КАТАЕВА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин обсудил по телефону важные вопросы с Наследным принцем Саудовской Аравии
  2. Россиян предупредили об угрозе продажи их квартир через «Госуслуги»
  3. Москалькова рассказала, как идет диалог по обмену пленными
  4. Из украинского плена вернули 95 российских военнослужащих
  5. Беларусь вводит безвизовый режим для 35 стран ЕС
  6. Матвиенко рассказала, как ее пытались обмануть мошенники
  7. Азовцы* анонсировали турне по Европе
  8. Алаудинов пообещал наказать украинцев, расстрелявших российского военного
  9. На Украине заявили, что Киев использует коридор через Беларусь для подготовки терактов в РФ
  10. Международная федерация бодибилдинга вернула россиянам и белорусам их флаг и гимн
  11. Путин: необходимо перейти к более широкому внедрению цифрового рубля
  12. «Демократичный» донос: на латвийку пожаловались за выступление на «Славянском базаре»
  13. В Кремле прокомментировали взаимоотношения Путина и Трампа
  14. ВСУ начали использовать новое средство поражения живой силы
  15. Минэнерго заявило о возможных отключениях электричества из-за жары на юге страны

Парламентское Собрание

БРИКС обгоняет Большую семёрку по росту ВВП

Гегемоны превращаются в аутсайдеров

МНЕНИЯ

Не «друг», не «враг» и не «так»

Валерий Чумаков

Кандидат в Президенты США Дональд Трамп назвал идущего с ним в паре кандидата в вице-президенты

Сыграли против себя

Татьяна Вахромеева

Дональд Трамп  - о том, куда Америку завела политика ее руководства.

Надо идти до конца

Олег Зинченко

На войне как на войне

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также