Сюжеты августейшей художницы
Молодая женщина с утонченными чертами лица и решительным взглядом, в котором читается готовность пройти все испытания с гордо поднятой головой, – такой взирает на нас с автопортрета Великая княгиня Ольга Александровна. Родная сестра последнего российского императора, единственный «багрянородный» (то есть рожденный от действующего правителя империи) ребенок в семье Александра III. Как и другие женщины императорской фамилии, она много сил и времени отдавала общественной работе. В годы Первой мировой войны на личные средства Ольга Александровна основала госпиталь, в котором служила сестрой милосердия.
Княгиня запомнилась всем и как великая августейшая художница. Ее отец сам умел прекрасно рисовать и потому активно поддерживал увлечение детей искусством, приглашал к ним первоклассных преподавателей живописи. Ольга Александровна училась у таких известных мастеров, как В.Е. Маковский, С.Ю. Жуковский, С.А. Виноградов. Уже в 1900-е годы юная княжна устраивала вернисажи. Деньги, вырученные от продажи открыток и рисунков, шли на помощь бедным и больным.
Будучи человеком верующим, Ольга Александровна увлекалась иконописью. Иконами своего письма она благословляла близких. А к праздникам каждый из них получал трогательную открытку с акварельным рисунком. В ее работах нет ни парадности, ни пафоса. Сюжеты просты – дети, играющие в саду, солдат и крестьянская девушка, сидящие на берегу реки, сияющие на солнце купола сельского храма, уснувшая на крыльце избы кошка… Ее Россия – это тепло домашнего очага, ощущение единства человека с природой, скрепленное вековыми традициями, верой и христианской любовью русских людей. Именно такую, «домашнюю» родину, она хранила в душе. Любовь, которой дышат рисунки, делает их бесценными составляющими русского, православного мира художницы.
В 1920 году вместе с мужем Николаем Куликовским она эмигрирует в Данию, где жила ее мать – вдовствующая императрица Мария Федоровна. Великая княгиня продолжает рисовать и успешно продает картины, чтобы как-то обеспечить семью. У нее появляются зарисовки из жизни на вилле Видор и ферме Кнудс-минде неподалеку от Копенгагена. Но мысли о России не оставляли ее и вдали от родины, что, несомненно, отражалось на ее творчестве: прекрасные датские тюльпаны и палисадники теснились, уступая место букетам незабудок на подоконнике русского госпиталя и тройкам, мчащимся по заснеженным сельским дорогам. Маленькие приметы русского мира, который останется лишь в воспоминаниях до конца ее дней: в 1960 году Великая княгиня скончается в Канаде. Но благодаря стараниям невестки – Ольги Николаевны Куликовской-Романовой – творчество августейшей художницы в последующие десятилетия смогут увидеть тысячи зрителей, в том числе и те, кто в эти дни посетит выставку в музее-заповеднике «Царицыно».
Татьяна КУТАРЕНКОВА