САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Знаменитый незнакомец

По рейтингам западных изданий, Илья Кабаков входит в десятку выдающихся художников современности. Его имя – в истории и в энциклопедиях. Его инсталляции – в собраниях самых знаменитых музеев. Его работы есть и в Государственной Третьяковской галерее, и в Эрмитаже, и в Русском музее. И все-таки на Родине творчество Ильи Кабакова публике было практически неизвестно.

По рейтингам западных изданий, Илья Кабаков входит в десятку выдающихся художников современности. Его имя – в истории и в энциклопедиях. Его инсталляции – в собраниях самых знаменитых музеев. Его работы есть и в Государственной Третьяковской галерее, и в Эрмитаже, и в Русском музее. И все-таки на Родине творчество Ильи Кабакова публике было практически неизвестно. Масштабный проект, который можно было бы назвать просто «Кабаков в Москве», организаторы назвали «Московская ретроспектива. Альтернативная история искусств и другие проекты». Ретроспектива проходит на трех площадках – в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, в только что открывшемся центре современной культуры «Гараж» и в Центре современного искусства «Винзавод».
Самым громким стал проект «Альтернативная история искусств» на новой, теперь уже самой крупной в России выставочной площадке «Гараж». Но даже не впечатляющие размеры Центра (площадь 8500 кв. метров) и не масштабы проекта (более 200 работ художника) вызвали ажиотаж прессы и гостей, а персоны владельцев нового-старого здания. Это российский олигарх Роман Абрамович и его подруга, дочь нефтяного магната Дарья Жукова. Их стараниями был отремонтирован и оснащен по последнему слову техники шедевр русского конструктивизма – бывшее автобусное депо, известное как Бахметьевский гараж. Здание было построено в 1927 году архитектором Константином Мельниковым и инженером Владимиром Шуховым. Планы у нового центра – грандиозные, кураторы – именитые зарубежные.
И все-таки «главным героем» был официально провозглашен Илья Кабаков. Именно здесь, в «Гараже», искусствоведом из Японии было объявлено, что Кабаков стал лауреатом японской императорской премии Premium.

«Альтернативная история искусств» Ильи и Эмилии Кабаковых – грандиозная мистификация. Кабаков – мастер игры и трезвого расчета – на сей раз «сыграл» роль трех выдуманных им персонажей: художников Шарля Розенталя, якобы жившего в начале ХХ века, своего однофамильца Кабакова эпохи 70-х и Игоря Спивака, чье творчество пришлось на 90-е годы. Все картины, естественно, написаны самим Кабаковым, который предлагает версию развития русского искусства, если бы оно не пошло вслед за Казимиром Малевичем. В центре другого масштабного пространства – традиционное для творчества художника сооружение с кучами мусора при входе под названием «Красный вагон». Этот вагон – без колес. Он никуда не движется. Внутри – трибуна для зрителей, перед ней – панорама с аэростатами и прочей атрибутикой праздника советской поры, из репродукторов звучит музыка той эпохи.
В Центре современного искусства «Винзавод» публика увидела три известные инсталляции Кабакова. «Жизнь мух» – в стиле «научной» экспозиции советского провинциального музея с его атмосферой «безнадежной скуки, где даже мухи мрут». «Игра в теннис» с диалогами философа Бориса Грейса и художника Ильи Кабакова. И еще «Туалет», ставший в далеком уже 1992 году сенсацией: общественный сортир по воле художника стал обжитой советской квартиркой со всеми элементами «уюта». Но главной сценой для художника стал все-таки Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

В Пушкинском он появился перед публикой как-то незаметно, словно материализовался из воздуха. Седой, небольшого роста человек с выражением мудрости и детскости на лице. Обычно закрытый для прессы, на сей раз Кабаков был на редкость красноречив.
О личном:
«Заработала машина времени. Я словно оказался в своем детстве, в юности…Тогда для меня в Москве было несколько оазисов: Пушкинский, Консерватория, театр и библиотека. Мы приходили туда, чтобы вдохнуть этот «культурный космос», который распространялся далеко за пределы Советского Союза. Именно аура этих мест сформировала сознание многих людей не одного поколения. Я по-прежнему испытываю потрясение, бывая здесь».
Кабаков работает по принципу: каждая работа должна иметь множество интерпретаций. Что зритель увидит – то и есть… Вот и в проекте «Ворота» одни усмотрели «ворота в вечность», а по мнению других, быть в музее – это уже жить в вечности.
О своем проекте «Ворота»:
«Для меня эпилог был чуть ли не важнее пролога. А уж если брал в руки монографию какого-то художника, то первое, что я делал, – это смотрел в конец. Мне было интересно узнать, чем же завершил свой творческий путь мастер. Какая картина у него была последней? Может, поэтому надо мной всегда довлело – сделать свою последнюю работу и поставить точку. Но, как видите, «последние работы» представлены. Написаны они были года два назад, а мы живем дальше…»
В центре инсталляции – дверь в «иное пространство». А музей для художника – это как последняя гавань для корабля, куда «причаливает» созданное им произведение искусства после странствий по миру.
О фальшивом и подлинном:
«Музей – это иллюстрация сил и победы замысла над фальшивкой. Ведь когда Иван Цветаев создавал этот музей, для него не было важным, что здесь будут лишь копии знаменитых скульптур. Главным для него было – привезти в Москву копии шедевров, чтобы они здесь были!.. Я был маленьким, и для меня было неважно, из мрамора или гипса сделан Давид Микеланджело или из какого материла созданы скульптуры Донателло… Я просто наслаждался, глядя на них».
Илья Кабаков родился в 1933 году в Днепропетровске в семье слесаря. Уходя на фронт, отец посадил семью в последний уходящий в эвакуацию поезд. Так Илья с мамой оказались в Самарканде. Там волей случая он стал учеником Московской художественной школы-интерната в эвакуации. После школы окончил Институт имени Сурикова по специальности «художник-график». Оформлением книг начал заниматься еще студентом. Тогда же увлекся живописью. С 60-х годов, через увлечение метафизикой, в частности разработками художника-графика Владимира Фаворского, приходит к концептуализму, который наряду с соц-артом стал самым успешным направлением советского неофициального искусства.
В своих инсталляциях Кабаков превратил «советское» в метафору. Предписания, инструкции, списки – из всего этого «мусора» бюрократического быта советского государства он создал собственную модель реальности, в которой жил. Илья Кабаков открыл западному зрителю мир коммунального существования нескольких поколений советских людей. Но для официальной идеологии страны Советов этот язык был совершенно неприемлем.
В 1988 году Илья Кабаков уехал из СССР. Жил в Германии и Франции. С конца 90-х обосновался в США, где живет вместе с женой Эмилией, ставшей его соавтором.
О своем отъезде:
«Отъезда как такового в общем-то и не было. Я уехал на выставку в Германию, потом переехал на другую свою выставку в той же Германии. Потом еще на одну, в Норвегии, потом – в Швейцарии, Франции… Так до сегодняшнего дня и переезжаем с выставки на выставку, то есть находимся в бесконечной командировке».
Придуманный художником термин «тотальная инсталляция» означает такое произведение, которое нельзя рассматривать со стороны – в него надо войти и обжиться в нем. Первой «тотальной инсталляцией» были «Десять персонажей» в галерее Рональда Фельдмана в Нью-Йорке. А первым значительным успехом в новом жанре стал «Красный павильон», за который Кабаков получил «Золотого льва» на Венецианском художественном биеннале 1993 года. Он выстроил нечто среднее между Спасской башней Московского Кремля и китайской пагодой, украсив неказистое сооружение советской символикой.
На Родине выставок художника до последнего времени не проводилось. «Возвращение» состоялось в 2004 году. Поступило предложение, от которого невозможно было отказаться: Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж!.. Это был первый приезд художника в Россию. И вот наконец Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Для самого Ильи Кабакова музей вообще и Пушкинский в частности – это место, где он еще подростком спасался от жизни, убегал от реальности. Он и сейчас по-прежнему отовсюду убегает. Настоящий художник не принадлежит никому – только себе и Вечности…

Лина РОСТОВА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин: РФ будет продолжать испытания новейших ракет, в том числе в боевых условиях
  2. Александр Лукашенко дал политическое убежище польскому экс-судье Томашу Шмидту
  3. Дмитрий Мезенцев принял участие в заседании коллегий МИД Беларуси и России
  4. Картошку от Александра Лукашенко посадят в горах Дагестана
  5. Вячеслав Володин: Владимир Путин принял решение, которое мы поддерживаем
  6. Сергей Лавров: РФ и Беларусь будут добиваться справедливости, используя оставшиеся международные правовые инструменты
  7. Сергей Лавров и Максим Рыженков обсудили подготовку заседания Высшего госсовета Союзного государства
  8. Главы МИД РФ и Беларуси подписали заявление об общем видении Евразийской хартии
  9. Сергей Лавров заявил, что Беларусь сможет участвовать во всех мероприятиях БРИКС
  10. Сергей Лавров: Зеленский испугался ответа на применение дальнобойных ракет
  11. ВЦИОМ: Уровень доверия россиян Владимиру Путину составил 78,8%
  12. Александр Лукашенко пообещал отключить интернет в случае новых беспорядков в Беларуси
  13. Сергей Лавров и Максим Рыженков возложили цветы к Вечному огню Брестской крепости
  14. Виктор Орбан призвал не относиться к словам Владимира Путина как к болтовне или уловке
  15. Александр Лукашенко обсудил со студентами информационные войны, геополитику и «перамены»

Парламентское Собрание

Николай Бурляев: Вклад в семью – это вклад в наше будущее

В Гродно открылся постоянно действующий семинар при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России

Политика

Экзамен сдан на "отлично". Что известно о системе "Орешник"

Увидев видео с залпами по Днепропетровску, спецы со всего мира гадали, что это было? Что за неизвестный зверь? Теперь знают. И стало еще страшнее.

МНЕНИЯ

Прилет по приглашению

Павел Родионов

«Опять зеленеет орешник. Орешник под нашим окном».

Любой каприз за ваши деньги

Павел Родионов

Дональд Трамп, как говорят, задумал коварную штуку, которая может здорово прополоть грядку американского ВПК.

Столицы России и Беларуси занимают почётные места в мировых рейтингах

Валерий Чумаков

Всему на свете когда-то неизбежно наступает конец. Вот и русофобия, судя по многим параметрам, постепенно теряет популярность даже в самых недружественных странах.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также