САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Промоушн на русской почве

Благодаря стараниям Даши Жуковой и при поддержке Романа Абрамовича Москва получила Центр современной культуры «Гараж», уникальное выставочное пространство не только в европейском, но, думаю, и в мировом контексте. И мне показалось странным, что на открытии «Гаража» не было представителей правительства Москвы и никто не поблагодарил устроителей за столь весомый вклад в развитие современного искусства в России.

Благодаря стараниям Даши Жуковой и при поддержке Романа Абрамовича Москва получила Центр современной культуры «Гараж», уникальное выставочное пространство не только в европейском, но, думаю, и в мировом контексте. И мне показалось странным, что на открытии «Гаража» не было представителей правительства Москвы и никто не поблагодарил устроителей за столь весомый вклад в развитие современного искусства в России. Что касается выставок Ильи Кабакова, то московской публике еще предстоит осмыслить увиденное, равно как и сам факт возвращения в московское художественное пространство художника, ровно 20 лет назад «эмигрировавшего», как подчеркнул на пресс-конференции в ГМИИ им. А.С. Пушкина министр культуры РФ Александр Авдеев. Как известно, И. Кабаков относится к тем художникам, которые старались держаться подальше как от СССР, так и от России, и его «возвращение» на территорию бывшего Советского Союза в качестве художника, столь же востребованного Западом, как и 20 лет назад, – самая большая мистификация истории современного искусства. Именно слово «мистификация» чаще всего звучало в кулуарах, особенно в «Гараже», где экспонировалась «Альтернативная история искусств». Монументальная инсталляция (скульптура?) «Ворота», выставленная в Пушкинском музее, вызывала совсем другие ассоциации и, на мой взгляд, могла быть истолкована как переход Мастера на качественно новый, действительно универсальный уровень художественного осмысления Жизни вообще, а не ее «СССРовского» в кабаковском понимании и исполнении варианта.
На следующие два дня после открытия «Гаража» был запланирован международный симпозиум «Послевоенное русское искусство: эстетика и политика», посвященный взаимовлиянию локальных и глобальной культур. К сожалению, выступления представителей музеев «Метрополитен» в Нью-Йорке и «Филипс» в Вашингтоне, а также американских искусствоведов, за исключением Роберта Сторра, имели очень малое отношение к Москве и к современному русскому искусству. Первый день симпозиума по сути стал мастер-классом для американской публики. Ибо все должно было войти в фильм, который снимал в Москве американский «знаток творчества Кабакова» Эмай Волах.
Еще меня поразило отсутствие специалистов из Западной Европы. А ведь именно они открыли Западу и миру творчество И. Кабакова. В связи с этим уместно вспомнить англичанина Джона Бедже, швейцарского фотографа Жана Мора, знаменитую парижскую галеристку Дину Верни, а также семью Йоллес – швейцарских поклонников искусства художника. Было бы неплохо, если бы в «Гараже» провели ремейк этого семинара, но с участием и других художников – Э. Булатова, О. Васильева, О. Рабина, О. Янкилевского, А. Брусиловского, В. Немухина, специалистов по русскому авангарду и искусству второй половины XX века, коллекционеров.
В заключение хотелось бы посоветовать всем, кто интересуется творчеством Кабакова, прочитать его книгу – «60-70-е… Записки о неофициальной жизни в Москве» (Новое литературное обозрение. 2008 г.). А также сходить на выставку всемирно известного швейцарского скульптора Альберта Джакометти в Музее личных коллекций и перечитать Кафку. Все это, как мне кажется, поможет лучше понять как кабаковских «героев», так и личность самого художника.

Александр ТИХОНОВ,
представитель журнала «Русское искусство»
в Швейцарии,
коллекционер, кандидат юридических наук

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин: РФ будет продолжать испытания новейших ракет, в том числе в боевых условиях
  2. Александр Лукашенко дал политическое убежище польскому экс-судье Томашу Шмидту
  3. Дмитрий Мезенцев принял участие в заседании коллегий МИД Беларуси и России
  4. Картошку от Александра Лукашенко посадят в горах Дагестана
  5. Вячеслав Володин: Владимир Путин принял решение, которое мы поддерживаем
  6. Сергей Лавров: РФ и Беларусь будут добиваться справедливости, используя оставшиеся международные правовые инструменты
  7. Сергей Лавров и Максим Рыженков обсудили подготовку заседания Высшего госсовета Союзного государства
  8. Главы МИД РФ и Беларуси подписали заявление об общем видении Евразийской хартии
  9. Сергей Лавров заявил, что Беларусь сможет участвовать во всех мероприятиях БРИКС
  10. Сергей Лавров: Зеленский испугался ответа на применение дальнобойных ракет
  11. ВЦИОМ: Уровень доверия россиян Владимиру Путину составил 78,8%
  12. Александр Лукашенко пообещал отключить интернет в случае новых беспорядков в Беларуси
  13. Сергей Лавров и Максим Рыженков возложили цветы к Вечному огню Брестской крепости
  14. Виктор Орбан призвал не относиться к словам Владимира Путина как к болтовне или уловке
  15. Александр Лукашенко обсудил со студентами информационные войны, геополитику и «перамены»

Парламентское Собрание

Вячеслав Володин: ПС в декабре рассмотрит бюджет Союзного государства на 2025г

Вячеслав Володин заявил, что в декабре пройдет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, где будет рассмотрен бюджет Союзного государства на следующий год.

Политика

Вячеслав Володин: разрешение Киеву на дальнобойное оружие подтверждает, что против РФ воюет НАТО

Разрешение США и их союзников применять Украине дальнобойное оружие западного производства по нашей стране ещё раз подтверждает, что против России воюет НАТО, заявил Вячеслав Володин. Автор Юлия Толкачева

МНЕНИЯ

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

Прилет по приглашению

Павел Родионов

«Опять зеленеет орешник. Орешник под нашим окном».

Любой каприз за ваши деньги

Павел Родионов

Дональд Трамп, как говорят, задумал коварную штуку, которая может здорово прополоть грядку американского ВПК.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также