Неспешно жили предки наши
Государственная академия славянской культуры – вуз молодой, создан в 1992 году. В первые годы необузданной независимости всех от всех новые вузы возникали как грибы после дождя, и большая их часть избирала самые практичные сферы знаний – экономику, юриспруденцию, международные отношения.
Но одними словами огонь любви не высечешь. На летние практики студенты отправлялись в фольклорные экспедиции, в паломнические поездки по святым местам России. Привозили старинные книги и забавные глиняные игрушки, резную деревянную утварь, рушники… Все это бережно складывалось в специальной комнате, и со временем все чаще стала возникать мысль: как было бы здорово создать музей. Пусть небольшой, но – свой. Чтобы ребята сами и экспонаты привозили, и экспозицию составляли, и исследовательскую работу вели.
Идея нравилась и преподавателям, и студентам, вот только подходящего помещения не было. И все-таки в 1996-м одну из учебных аудиторий решено было отдать под музей.
На экспозиционный зал эта аудитория мало походила. Если студентам для курсовых или дипломных работ требовался исследовательский материал, приходилось потратить немало времени, чтобы что-то там разыскать. Конечно, в академии мечтали о настоящей экспозиции. Но легко сказать – экспозиция! Экспонаты на полу не расставишь и лампочкой под потолком не осветишь. Нужны стенды, витрины, манекены, специальное освещение, а на все это требовались немалые средства.
Коллекции музея к 2007 году насчитывали более 300 единиц хранения. И неизвестно, сколько бы времени еще мечты оставались мечтами, если бы не помощь префектуры Северо-Западного административного округа Москвы и управы района Северное Тушино.
Теперь у академии есть музей, оборудованный по всем правилам и даже оснащенный компьютерами для ведения научно-исследовательской и архивной работы. В скором будущем все коллекции (из-за небольших размеров музея в зале выставлено далеко не все) можно будет увидеть в виртуальной экспозиции.
А показать есть что: священнические облачения, церковная утварь и старопечатные книги (часть экспонатов преподнесена в дар духовным наставником академии архимандритом Иеронимом), народные костюмы из разных уголков славянского мира, бережно хранившиеся в бабушкиных сундуках лет по сто, предметы крестьянского быта – прялки с веретенами, вилы с косами, ручные мельницы, расписные миски-плошки.
Входишь в комнату и забываешь, что за стенами – шумная Москва с бетонными многоэтажками и асфальтовыми шоссе. Кажется, что каким-то чудом оказался в тихой деревушке где-нибудь на Волге или под Минском, вот только хозяев нет – видно, вышли по своим делам куда-то и скоро вернутся. Каждой вещице – будь то вышитый рушник или скромная глиняная свистулька – найдено свое место, все расставлено и разложено с такой любовью, что в музейном зале возникает особая, ни с чем не сравнимая атмосфера теплого, обжитого дома. «Неспешно жили предки наши», как написал Пушкин в «Руслане и Людмиле».
И это не просто эстетический прием, это, если можно так выразиться, вещественное воплощение преемственности культурных традиций. Предки наши и вправду никуда не спешили. Жили по солнцу – от рассвета до заката, повинуясь ритмам природы, передавали от отца к сыну кузнечную и плотницкую премудрость, а от матери к дочери – секреты ткачества, шитья, вышивки. Понятия моды не существовало в принципе. Технологии ремесел не менялись веками.
От дедов внуки наследовали и песни, и сказки, и нехитрую утварь. Так что каждое следующее поколение с младых ногтей знало и чтило корни свои. Проблемы сохранения старинных традиций не возникало и не могло возникнуть – традиции были для них повседневной жизнью, и каждый шаг в этой жизни им подчинялся. То, что было создано предыдущими поколениями, уважалось и ценилось априори.
В наше время миром правят высокие технологии. То, чем сегодня мы восхищаемся, завтра считается безнадежно устаревшим. Все так. Времена, как говорится, не выбирают. Но выбирают свою позицию по отношению к ним. Да, сегодня смешно рассчитывать на то, что девушка наденет на свадьбу подвенечное платье прабабушки. Но если она будет иметь возможность взять его в руки, рассмотреть тщательность ручных швов и филигранность вышивки, она постигнет его красоту.
И пусть эта красота абсолютно не вписывается в современные каноны. Понять мир, в котором жили наши предки, научиться любить и уважать его традиции можно только так – через непосредственный контакт, как говорится, из рук в руки. Если же мир этот отделен от человека стеклянной витриной, никакого контакта не получится.
Разумеется, один отдельно взятый музей в отдельно взятом учебном заведении не в состоянии кардинально изменить культурологическую ситуацию в стране. Мы еще с советских времен привыкли мыслить глобальными категориями – «человечество», «народ», забывая о том, что это самое человечество состоит из отдельных людей, каждый из которых проживает свою, единственную и неповторимую жизнь.
Этот маленький музей изменит мировосприятие сотен студентов, прошедших через его «горнило», а они, в свою очередь, поделятся этим огнем со своими друзьями и близкими, передадут его своим детям. Вот это и называется эстафетой поколений.
Виктория ПЕШКОВА