«Лiстапад»: Кино - симфония единства
ХХVII Международный кинофестиваль «Лiстапад» прошелестел в Минске. В центре внимания был гость из России - актер Николай Бурляев
Фото и видео: Евгения Заболотских
ОСКОЛКИ ОТ ТАРЕЛКИ
В Беларуси - золотая осень. А вот на кинофестивале «листья» - иные, чем раньше. Все! И команда, и программы, и слоган.
«Лiстападом» отныне занимается «Беларусьфильм».
- Несмотря на все прогнозы, наши друзья — Россия — с нами, и активно участвует в фестивале, - улыбается в разговоре с «СВ» генеральный директор «Беларусьфильма» Владимир Карачевский. - 30 российских фильмов — в конкурсной и во внеконкурсной программах.
Шире стала и география «Лiстапада». Помимо бывших стран соцлагеря, новые создатели киносмотра включили «зеленый свет» для кинематографистов со всего мира. Впервые о желании принять участие в форуме заявили деятели кино из Иордании и Марокко. Всего поступило 273 заявки из 54 стран. В том числе, помимо России и Беларуси, из Азербайджана, Грузии, Сербии, стран Западной и Центральной Европы, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.
В конкурсе игрового кино - 13 кинолент.
- Главное — чтобы фильмы объединяли в себе две ценности — гуманизм и духовность, - продолжает Карачевский. - Они должны способствовать созиданию, а не разрушению отношений, человеческой психики, как сказал Владимир Меньшов, приезжая как-то на фестиваль, сулить надежду.
Фестиваль открыли три скрипачки. Пока виртуозно двигались смычки, на большом экране мелькали Чарли Чаплин, Леонид Гайдай и белорусский режиссер Виктор Туров, чьему 85-летнему юбилею посвящена внеконкурсная программа.
Затем на сцену вышел заместитель премьер-министра Беларуси Игорь Петришенко. Зачитал поздравление Александра Лукашенко и вручил Специальный приз президента республики «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве». Награду получил ветеран «Беларусьфильма» - художник-мультипликатор, режиссер, композитор, Игорь Волчек. Он снял мультики «Зимовье зверей», «Как лиса волка судила».
Ну и, конечно, по традиции разбили тарелку о штатив кинокамеры. Так делается на открытии «Лiстапада» и перед началом любых киносъемок. Миссию возложили на нового председателя кинофестиваля, народного артиста Беларуси Александра Ефремова. Перед тем, как бить тарелку, тот вспомнил основателя киносмотра и брата актера Олега Янковского Ростислава:
- Я застал те времена, когда он встречал каждого гостя, как родного, а сцена становилась продолжением столовой. Сам подсчитывал, какое количество людей просмотрело фильмы. Создавал атмосферу единства. Потом это единение поддерживал Гена Давыдько (заслуженный артист Беларуси, председатель Комиссии ПС по информационной политике Геннадий Давыдько — Ред.) Это наша духовность, честность, чистота, человеческие ценности. Мы должны обращаться к ним.
ШАХМАТЫ ПРОТИВ ПЫТОК
Количество конкурсов сократили. Их стало четыре: кино игровое, документальное, молодежное и детское под традиционным названием «Лiстападзік».
Больше всего фильмов пришло от кинематографистов в возрасте до 40 лет.
- Молодые люди хотят себя проявлять, несмотря на пандемию и сложные геополитические отношения, - радуется Карачевский. - С Беларусью стремятся дружить. И нас это радует. Мы считаем, что кино должно объединять.
Не зря слоганом кинофестиваля сделали фразу «Кино - симфония единства».
Открылся «Лiстапад» немецко-австрийским фильмом «Королевская игра» Филиппа Штельцля. Главные герои — видный нотариус Йозеф Барток и его жена в 1938 году пытаются сбежать из оккупированной нацистами Вены. Но не удается. Йозеф попадает в руки гестапо. Одиночной камерой на целый год для него становится люкс в «Метрополе». Нацисты пытают его, чтобы получить номера банковских ячеек клиентов. Но Йозеф упорствует. Не сдаваться помогают… шахматы!
Жюри основного конкурса возглавил российский кинорежиссер Ренат Давлетьяров. Церемонии открытия и закрытия, как и раньше, прошли в кинотеатре «Москва». Фестиваль проводили не только в Минске, но и в регионах.
Из-за карантина билетов было вдвое меньше, чем в предыдущие годы. Однако зрители соскучились по светской жизни и рвались на показы.
МИЛАЯ ЯБЛОНЯ
Российских фильмов на «Лiстападе» было много. В конкурсе участвовала лента «День мертвых» Виктора Рыжакова. В родительскую субботу мать и сын отправляются в путешествие. Им нужно не только посетить пять кладбищ, но и разобраться в извечном конфликте отцов и детей.
Вне конкурса вызывала любопытство «Последняя «Милая Болгария»» Алексея Федорченко. По книге Михаила Зощенко «Перед восходом солнца». Это история о молодом плодоводе, который живет в 1943 году в Алма-Ате. Он возрождает лечебный сорт яблок и расследует преступление. В 2019 году картине вручили приз еще до ее выхода, как «Самый яркие союз кино и литературы» на фестивале экранизаций «Читка». А в этом году Федорченко за лучшую режиссерскую работу получил «Серебряного Георгия» на Московском международном кинофестивале.
С любопытством смотрели историческую драму «Совесть» Алексея Козлова. Дело происходит в Петрограде 20-х годов. Следователь и преподаватель права Борис Летуш чувствует, что бессилен перед беззаконием. Однако конфликт с системой провоцирует и его самого нарушить закон и вступить в сделку с собственной совестью.
Российские фильмы было невозможно смотреть без слез. Особенно «Доктора Лизу» Оксаны Карас. Об одном дне из жизни врача и общественника Глинки, которая в 2016 году погибла вместе с «александровцами» в авиакатастрофе. Ее играет Чулпан Хаматова. А еще - «Спецы» Анны Драницыной. О Саньке, воспитателе в школе трудных подростков.
А вот казахская лента, наоборот, эпатировала. Желающих посмотреть нашумевший фильм Оливера Стоуна «Qazaq. История золотого человека» хватало. Полная версия идет восемь часов, но на фестивале показали, конечно, сокращенный вариант — около двух часов. Лента посвящена первому президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву. Елбасы, как называют его на родине, рассказал Стоуну о детстве, о том, как был подростком, о распаде СССР и первых годах независимости республики. Говорят, картина обошлась «Фонду Первого Президента Казахстана» в восемь миллионов долларов. По миллиону - за час интервью.
НЕ ИДТИ ЗА ЗАПАДОМ
Главным гостем на «Лiстападе» был Николай Бурляев. В минувшем августе он отметил 75-летие. Однако паспортный возраст не дашь. Подтянутый, энергичный, быстрый Николай Петрович выглядит лет на 50. Шутит: «Учитывая то, что там (актер указывает глазами на небо) мы все будем в возрасте 33 лет, то на этот возраст себя и ощущаю!».
На кинофестиваль Бурляев прилетел с женой — актрисой Ингой Шатовой. На церемонию открытия пришел с ней и сыном Георгием. Молодой человек живет в Минске. Недавно он стал дипломированным юристом.
Не все знают, что Бурляев — не только народный артист, но еще и депутат, и сопредседатель Общественной палаты Союзного государства России и Беларуси. И на кинофестиваль приехал для того, чтобы еще больше объединить два государства. Провел переговоры с председателями всех творческих союзов Республики. И объявил им о том, что хорошо бы объединиться в единую конфедерацию. Предложил Кодекс чести, который разработал. По мнению актера, с помощью этого свода правил можно будет идти единым духовно-нравственным путем.
- Гюльчатай, открой личико, - попросил корреспондента «СВ» актер. Сняла черную маску с логотипом «Лiстапада» в виде кинокамеры. Такие стильные аксессуары раздавали гостям киносмотра, так как коронавирус не дремлет. - Ну вот, так-то лучше.
И тут же поделился переживаниями.
- Понимаете, культура в опасности! В огромной. На этом круглом столе все подписали резолюцию, где мне поручено проводить кодекс в жизнь дальше и общаться уже с председателями российских творческих союзов.
Кроме того, Бурляев признался в том, что скоро войдет в состав Парламентского собрания Союза Беларуси и России. Туда делегировала его Госдума.
- Невозможно представить, в который раз я в Беларуси, - сообщил актер. - Она для меня — родное место. Здесь я снимался, закладывал основы «Лiстапада». А потом были годы, когда редко приезжал. Из-за прозападных веяний. Я против того, чтобы мы шли за Западом, потому что, как говорил Лермонтов: «Ну сколько можно тянуться за Европой? Пора жить своею самостоятельной жизнью и внести в общечеловеческое свое самобытное российское. Европейцы погибают. Предали все главные ценности. А мы должны сохранять наши традиции и веру.
РЕПЕТИЦИИ НА ПОЛГОДА
На «Лiстападе» Бурляев представил два фильма. Один - «Отменивший войну» - вошел во внеконкурсную программу. Он о полковнике группы «Альфа», который в 1993 году не допустил кровопролития.
А вторая лента - «Другим я уже не буду» - документальная. И там Бурляев уже сам в главной роли. Фильм снял режиссер телеканала «Культура» Антон Николаев. Он в течение шести лет ездил следом за Бурляевым. Даже в Сербию и в Боснию и Герцеговину. Фиксировал каждый шаг актера и снимал то, что подсказывает сердце.
Премьеру ленты приберегли для «Лiстапада». В картине Бурляев рассказывает о своей жизни и общается с жителями российских и зарубежных городов.
Представляя фильм, Бурляев вспомнил о друге детства Никите Михалкове. Тот возродил в нем интерес к театру. Николай Петрович ушел из труппы Театра Моссовета 55 лет назад и не собирался возвращаться на сцену. Михалков позвонил Бурляеву год назад. В октябре.
- Он редко звонит. Занятой, - признался Бурляев. - И сказал: «Коль, охренительная авантюра!». Я ответил: «Никита, у тебя вся жизнь — авантюра».
И тут Михалков предложил Бурляеву поиграть у него в театре. Тот поотнекивался, но спросил: «Когда репетиция?» И Михалков ответил: «Вчера». И пригласил его в спектакль «12», премьера которого состоялась в минувшем апреле в Большом театре. Авторы пьесы — драматурги из Екатеринбурга, ныне известные на весь мир — братья Пресняковы. Бурляев играет там 12-го присяжного. Но предстояли, конечно, репетици, которые, как выяснилось, Михалков обожает, а Бурляев ненавидит. «Это для меня пытка», - признавался актер. Говорил, что не может «вполсилы что-то там прогонять. Включается только на команду «Мотор!»». Однако репетировали полгода. Каждый день по шесть часов. Оба бросили другие проекты.
- Я полюбил Никиту на репетициях, - рассказал Бурляев. - Открывал его снова и снова, как потрясающего режиссера, который проигрывает все. Показывает актеру, как надо, плачет за него. Говорил ему: «Ну, актер же теперь не сыграет, как ты!» После фильма «12» спектакль был риском для Никиты, но имеет огромный успех.