Время, назад!
Нет, в самом деле! Почему мы все время подгоняем время: вперед, вперед? В погоне за неуловимым «завтрашним» счастьем мы нередко забываем о том, что «вчера» тоже дарило нам немало счастливых минут. И как хорошо, когда судьба время от времени дает нам возможность остановиться, оглянуться назад и вспомнить…
К Юрию Владимировичу все это не имеет никакого отношения. В Театральную гостиную Дома национальностей известный искусствовед, реставратор и общественный деятель Савелий Ямщиков приглашает тех, для кого честь и достоинство – не пустой звук, тех, кто в эпоху рыночной экономики не разменял на сребреники ни то, ни другое.
Известность к актеру пришла в 1965-м, когда он снялся у Андрея Тарковского в «Рублеве». Там, на съемках, Ямщиков с Назаровым и познакомились. Увидев его фотопробы, Ямщиков сказал режиссеру (Савелий Васильевич работал на картине консультантом): «Такие лица в старину на монетах чеканили». В
1974-м последовало приглашение на «Зеркало». Уже одного этого было бы достаточно, чтобы фамилия Назарова навсегда была вписана в историю русского кинематографа, да что там русского – мирового! А на счету актера более 160 картин…
Впрочем, перечисление былых кинематографических заслуг – занятие малопродуктивное. Тем, кому за сорок, прекрасно помнят Юрия Владимировича в «Адъютанте Его превосходительства» и в «Маленькой Вере», в «Земле Санникова» и «За облаками небо». Роли Назарова далеко не всегда были главными, но никогда не были проходными. Ну а тем, кто моложе, если только они не заядлые киноманы, способные отличить произведение искусства от ширпотреба, его имя мало что скажет, ибо ни в боевиках, ни в сериалах он не «светится».
И жаль не того, что в сегодняшний «формат» Назаров не вписывается, это как раз вполне естественно, а того, что тот формат, в который он вписывался сейчас, ни на теле-, ни на киноэкране практически не существует.
Хорошо, что артист не забывает о своих почитателях, приглашая их на свои творческие вечера. Почему я назвала их путешествиями в прошлое? Да потому, что сегодня великую русскую классику со сцены можно услышать только на таких камерных концертах, где в зале сидят 100-150 человек. Когда ее транслировали с утра до вечера и по радио, и по двум имевшимся тогда в наличии каналам телевидения, она «стиралась» от частого употребления, как стирается золотая монета. А когда слышишь ее редко, пусть даже гораздо реже, чем этого хотелось бы, вдруг начинаешь совсем иначе откликаться на знакомые с детства слова.
В тот вечер со сцены звучали Пушкин и Тютчев, Лермонтов и Шолохов, песни военных лет и старинные романсы. Самым удивительным лично для меня оказался своеобразный венок, в котором переплелись «В лесу прифронтовом» Блантера и Исаковского и тот самый старинный вальс «Осенний сон»...
Оказывается, слова к этому вальсу написал не профессиональный поэт, а блестящий аристократ – князь Касаткин-Ростовский, офицер белой армии, умерший в эмиграции. Вот и получается, что связь времен – великая вещь. Она гораздо прочнее, чем это порой кажется. И разорвать ее не в силах никакие политические, экономические и прочие катаклизмы. Если мы сами будем беречь ее…
Виктория ПЕШКОВА