Варажбіт из «Troitsы»
У белорусской популярной музыки есть заметные достижения не только на национальном, но и на мировом музыкальном рынке. Можно вспомнить хотя бы дебютные альбомы легендарной рок-группы «Ulis» («Чужаніца», изданный на московской фирме «Мелодия» в 1989-м, «Краіна доўгай белай хмары» – на варшавской фирме «Polskie nagrania» в 1990-м), британский альбом «Крамы» – в 1993-м («Vodka On Ice»), международное турне «Народного альбомa» Михала Анемподистова по маршруту Польша – Чехия – Германия – Франция – США. Но творческий успех минской группы «Troitsa», работающей в стилистике world-music, остается пока непревзойденным.
Как вспоминает сам Иван Кирчук, именно то, что в 1995 году новорожденный проект представлял собой альтернативу всему, что звучало в то время, и вызвало интерес спонсоров. А благодаря поддержке последних уже в 1996-м «Troitsa» попала на авангардный фестиваль фольклора «Oerol» на острове Тэсшэлингс в Нидерландах. Тогда это было трио в составе самого Ивана Кирчука (вокал, гусли, дудки, окарина), Дмитрия Лукьянчика (барабаны, варганы, вокал) и Виталия Шкилёнка (гитара, домра, бас, вокал).
В первых альбомах «Троицы» явно преобладал характерный голос Ивана Кирчука, которого неслучайно потом назовут «варажбітом», то есть чародеем. В таких песнях, как «Зялён дубок», «Ой, ці чуеш жа ты», «Яблынь мая», «А хваліўся сват», самобытность интонации Кирчука дополняли не менее колоритные подпевки других вокалистов. Объем многоголосия особенно ощущается в песнях «Курка-рабушка», «Ягада», «Пчолкі гудуць». Они имеют какое-то наркотическое воздействие на слушателя: нравится вам такая музыка или нет, но уже после первого прослушивания вы полностью растворяетесь в ней, полностью ей подчиняясь. Более того, Кирчук оказался столь умелым чародеем, что заставил всех поверить – именно такой он и есть,
аутентичный белорусский фольклор. Хотя его world-music столь же далек от аутентики, сколь и академические обработки фольклора или фолк-рока. Позже такая музыка обрела стилистическое определение new age, т.е. новый век старых традиций.
Проект выглядел чрезвычайно успешным, но что-то не заладилось в самом коллективе. Попахивало полным крахом, поскольку белорусским музыкантам, не работавшим доселе по суровым условиям западных контрактов, светила убийственная неустойка.
Но Иван Кирчук нашел выход, удовлетворивший всех: в 2000 году на фирме «Pan records» выходит очередной контрактный альбом, записанный на тех же инструментах, но в исполнении одного Ивана Кирчука. Этакий белорусский фолковый мультиинструменталист вроде Роджера Хадсона из «Supertramp» получился. Альбом был назван «Спадчына загінулых вёсак», так как в него вошли 33 уникальные белорусские песни из еще студенческих экспедиционных записей Ивана Кирчука.
Однако, невзирая на успех этого альбома, Кирчук решил все-таки вернуться к изначальной идее трио. В новый состав кроме него вошли Юрий Дмитриев (гитары, домра, смык, цитра, вокал) и Юрий Павловский (барабаны, гонги, дарбука, колокольчики).
Свой альбом, названный символичной цифрой «7», группа выпустила сначала в Беларуси (2004), а потом его издала питерская фирма «Sketis music». В альбоме символично не только название. Каждое из семи произведений этой программы обозначено определенным руническим знаком, и только при одном взгляде на это семируние охватывает некая магия. Впрочем, как считают Иван Кирчук и его ребята, главная магия – в самом белорусском фольклоре. По крайней мере, они сами убеждены в сакральном содержании белорусских этнических традиций.
Совсем недавно появился на свет шестой изящный альбом «Tроицы», который получил название «Сон-трава». А несколько месяцев назад концертный зал «Минск», как всегда, восторженно принял еще один концерт группы. И то, что удачные творческие проекты в Беларуси могут похвалиться еще и долговечностью, радует особо.
Витовт МАРТЫНЕНКА,
музыкальный критик