САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Варажбіт из «Troitsы»

У белорусской популярной музыки есть заметные достижения не только на национальном, но и на мировом музыкальном рынке. Можно вспомнить хотя бы дебютные альбомы легендарной рок-группы «Ulis» («Чужаніца», изданный на московской фирме «Мелодия» в 1989-м, «Краіна доўгай белай хмары» – на варшавской фирме «Polskie nagrania» в 1990-м), британский альбом «Крамы» – в 1993-м («Vodka On Ice»), международное турне «Народного альбомa» Михала Анемподистова по маршруту Польша – Чехия – Германия – Франция – США. Но творческий успех минской группы «Troitsa», работающей в стилистике world-music, остается пока непревзойденным.

У белорусской популярной музыки есть заметные достижения не только на национальном, но и на мировом музыкальном рынке. Можно вспомнить хотя бы дебютные альбомы легендарной рок-группы «Ulis» («Чужаніца», изданный на московской фирме «Мелодия» в 1989-м, «Краіна доўгай белай хмары» – на варшавской фирме «Polskie nagrania» в 1990-м), британский альбом «Крамы» – в 1993-м («Vodka On Ice»), международное турне «Народного альбомa» Михала Анемподистова по маршруту Польша – Чехия – Германия – Франция – США. Но творческий успех минской группы «Troitsa», работающей в стилистике world-music, остается пока непревзойденным. Рождение «Троицы» пришлось на середину 90-х, когда преподаватель кафедры этнографии и фольклористики Белорусского педагогического университета им. М. Танка Иван Кирчук, вдохновленный первыми успехами молодой независимой Беларуси, решил открыть миру истинную душу белорусской музыки. Он вовсе не был противником панк-рока, ставшего особенно популярным в те годы, не клеймил позором поклонников классического блюза, однако самобытность звучания белорусской песни и музыки видел в другом.
Как вспоминает сам Иван Кирчук, именно то, что в 1995 году новорожденный проект представлял собой альтернативу всему, что звучало в то время, и вызвало интерес спонсоров. А благодаря поддержке последних уже в 1996-м «Troitsa» попала на авангардный фестиваль фольклора «Oerol» на острове Тэсшэлингс в Нидерландах. Тогда это было трио в составе самого Ивана Кирчука (вокал, гусли, дудки, окарина), Дмитрия Лукьянчика (барабаны, варганы, вокал) и Виталия Шкилёнка (гитара, домра, бас, вокал).
В первых альбомах «Троицы» явно преобладал характерный голос Ивана Кирчука, которого неслучайно потом назовут «варажбітом», то есть чародеем. В таких песнях, как «Зялён дубок», «Ой, ці чуеш жа ты», «Яблынь мая», «А хваліўся сват», самобытность интонации Кирчука дополняли не менее колоритные подпевки других вокалистов. Объем многоголосия особенно ощущается в песнях «Курка-рабушка», «Ягада», «Пчолкі гудуць». Они имеют какое-то наркотическое воздействие на слушателя: нравится вам такая музыка или нет, но уже после первого прослушивания вы полностью растворяетесь в ней, полностью ей подчиняясь. Более того, Кирчук оказался столь умелым чародеем, что заставил всех поверить – именно такой он и есть,
аутентичный белорусский фольклор. Хотя его world-music столь же далек от аутентики, сколь и академические обработки фольклора или фолк-рока. Позже такая музыка обрела стилистическое определение new age, т.е. новый век старых традиций.
Проект выглядел чрезвычайно успешным, но что-то не заладилось в самом коллективе. Попахивало полным крахом, поскольку белорусским музыкантам, не работавшим доселе по суровым условиям западных контрактов, светила убийственная неустойка.
Но Иван Кирчук нашел выход, удовлетворивший всех: в 2000 году на фирме «Pan records» выходит очередной контрактный альбом, записанный на тех же инструментах, но в исполнении одного Ивана Кирчука. Этакий белорусский фолковый мультиинструменталист вроде Роджера Хадсона из «Supertramp» получился. Альбом был назван «Спадчына загінулых вёсак», так как в него вошли 33 уникальные белорусские песни из еще студенческих экспедиционных записей Ивана Кирчука.
Однако, невзирая на успех этого альбома, Кирчук решил все-таки вернуться к изначальной идее трио. В новый состав кроме него вошли Юрий Дмитриев (гитары, домра, смык, цитра, вокал) и Юрий Павловский (барабаны, гонги, дарбука, колокольчики).
Свой альбом, названный символичной цифрой «7», группа выпустила сначала в Беларуси (2004), а потом его издала питерская фирма «Sketis music». В альбоме символично не только название. Каждое из семи произведений этой программы обозначено определенным руническим знаком, и только при одном взгляде на это семируние охватывает некая магия. Впрочем, как считают Иван Кирчук и его ребята, главная магия – в самом белорусском фольклоре. По крайней мере, они сами убеждены в сакральном содержании белорусских этнических традиций.
Совсем недавно появился на свет шестой изящный альбом «Tроицы», который получил название «Сон-трава». А несколько месяцев назад концертный зал «Минск», как всегда, восторженно принял еще один концерт группы. И то, что удачные творческие проекты в Беларуси могут похвалиться еще и долговечностью, радует особо.

Витовт МАРТЫНЕНКА,
музыкальный критик

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Пахомов: С января мы приняли 11 важных федеральных законов, еще 52 законопроекта на рассмотрении Комитета
  2. Путин подписал указ о присвоении 314 отдельному радиотехническому полку почетного наименования
  3. Госдума: Бойцам СВО не грозит арест за использование гаджетов для боевых задач
  4. Володин: У политиков отпусков не бывает
  5. Вячеслав Володин: «закон Путина» об индексации пенсий работающим пенсионерам — это закон, который ждали все
  6. Завальный: Ситуация на российском рынке нефти и нефтепродуктов стабильна и управляема
  7. Госдума обязала иностранцев, получающих гражданство РФ, вставать на воинский учет
  8. Белоусов: РФ рассматривает Индонезию как одного из важнейших партнеров в АТР
  9. Владимир Путин: Рынок Индонезии представляет большой интерес для России
  10. Обращение ГД «К Председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину по вопросу корректировки подзаконных актов в сфере миграционной политики»
  11. В России запретили продажу энергетиков детям
  12. Госдума не дала многодетным отцам право на отсрочку от мобилизации
  13. Госдума приняла более 100 «военных» законов с начала СВО
  14. Кузнецова: Госдума приняла более 30 законов в поддержку семей участников СВО
  15. Россия и Беларусь взаимно упростили взыскание алиментов

Парламентское Собрание

Елена Афанасьева: Бюджет - не для «поющих трусов»!

России нужна не цензура, а кодекс поведения артистов и порядок их финансирования.

Политика

Новороссия принадлежит России со времен Елизаветы

А защита Крыма - задача номер один.

МНЕНИЯ

Поздно спохватились

Татьяна Вахромеева

Военная стратегия США на поверку оказалась провальной.

Принять за 16 минут

Валерий Чумаков

Депутаты Государственной Думы за один день приняли два десятка важнейших законов

Тридцать две безнадежных надежды

Геннадий Давыдько

В Париже проходят Олимпийские игры. В них участвуют тридцать два наших соотечественника.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также