САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Варажбіт из «Troitsы»

У белорусской популярной музыки есть заметные достижения не только на национальном, но и на мировом музыкальном рынке. Можно вспомнить хотя бы дебютные альбомы легендарной рок-группы «Ulis» («Чужаніца», изданный на московской фирме «Мелодия» в 1989-м, «Краіна доўгай белай хмары» – на варшавской фирме «Polskie nagrania» в 1990-м), британский альбом «Крамы» – в 1993-м («Vodka On Ice»), международное турне «Народного альбомa» Михала Анемподистова по маршруту Польша – Чехия – Германия – Франция – США. Но творческий успех минской группы «Troitsa», работающей в стилистике world-music, остается пока непревзойденным.

У белорусской популярной музыки есть заметные достижения не только на национальном, но и на мировом музыкальном рынке. Можно вспомнить хотя бы дебютные альбомы легендарной рок-группы «Ulis» («Чужаніца», изданный на московской фирме «Мелодия» в 1989-м, «Краіна доўгай белай хмары» – на варшавской фирме «Polskie nagrania» в 1990-м), британский альбом «Крамы» – в 1993-м («Vodka On Ice»), международное турне «Народного альбомa» Михала Анемподистова по маршруту Польша – Чехия – Германия – Франция – США. Но творческий успех минской группы «Troitsa», работающей в стилистике world-music, остается пока непревзойденным. Рождение «Троицы» пришлось на середину 90-х, когда преподаватель кафедры этнографии и фольклористики Белорусского педагогического университета им. М. Танка Иван Кирчук, вдохновленный первыми успехами молодой независимой Беларуси, решил открыть миру истинную душу белорусской музыки. Он вовсе не был противником панк-рока, ставшего особенно популярным в те годы, не клеймил позором поклонников классического блюза, однако самобытность звучания белорусской песни и музыки видел в другом.
Как вспоминает сам Иван Кирчук, именно то, что в 1995 году новорожденный проект представлял собой альтернативу всему, что звучало в то время, и вызвало интерес спонсоров. А благодаря поддержке последних уже в 1996-м «Troitsa» попала на авангардный фестиваль фольклора «Oerol» на острове Тэсшэлингс в Нидерландах. Тогда это было трио в составе самого Ивана Кирчука (вокал, гусли, дудки, окарина), Дмитрия Лукьянчика (барабаны, варганы, вокал) и Виталия Шкилёнка (гитара, домра, бас, вокал).
В первых альбомах «Троицы» явно преобладал характерный голос Ивана Кирчука, которого неслучайно потом назовут «варажбітом», то есть чародеем. В таких песнях, как «Зялён дубок», «Ой, ці чуеш жа ты», «Яблынь мая», «А хваліўся сват», самобытность интонации Кирчука дополняли не менее колоритные подпевки других вокалистов. Объем многоголосия особенно ощущается в песнях «Курка-рабушка», «Ягада», «Пчолкі гудуць». Они имеют какое-то наркотическое воздействие на слушателя: нравится вам такая музыка или нет, но уже после первого прослушивания вы полностью растворяетесь в ней, полностью ей подчиняясь. Более того, Кирчук оказался столь умелым чародеем, что заставил всех поверить – именно такой он и есть,
аутентичный белорусский фольклор. Хотя его world-music столь же далек от аутентики, сколь и академические обработки фольклора или фолк-рока. Позже такая музыка обрела стилистическое определение new age, т.е. новый век старых традиций.
Проект выглядел чрезвычайно успешным, но что-то не заладилось в самом коллективе. Попахивало полным крахом, поскольку белорусским музыкантам, не работавшим доселе по суровым условиям западных контрактов, светила убийственная неустойка.
Но Иван Кирчук нашел выход, удовлетворивший всех: в 2000 году на фирме «Pan records» выходит очередной контрактный альбом, записанный на тех же инструментах, но в исполнении одного Ивана Кирчука. Этакий белорусский фолковый мультиинструменталист вроде Роджера Хадсона из «Supertramp» получился. Альбом был назван «Спадчына загінулых вёсак», так как в него вошли 33 уникальные белорусские песни из еще студенческих экспедиционных записей Ивана Кирчука.
Однако, невзирая на успех этого альбома, Кирчук решил все-таки вернуться к изначальной идее трио. В новый состав кроме него вошли Юрий Дмитриев (гитары, домра, смык, цитра, вокал) и Юрий Павловский (барабаны, гонги, дарбука, колокольчики).
Свой альбом, названный символичной цифрой «7», группа выпустила сначала в Беларуси (2004), а потом его издала питерская фирма «Sketis music». В альбоме символично не только название. Каждое из семи произведений этой программы обозначено определенным руническим знаком, и только при одном взгляде на это семируние охватывает некая магия. Впрочем, как считают Иван Кирчук и его ребята, главная магия – в самом белорусском фольклоре. По крайней мере, они сами убеждены в сакральном содержании белорусских этнических традиций.
Совсем недавно появился на свет шестой изящный альбом «Tроицы», который получил название «Сон-трава». А несколько месяцев назад концертный зал «Минск», как всегда, восторженно принял еще один концерт группы. И то, что удачные творческие проекты в Беларуси могут похвалиться еще и долговечностью, радует особо.

Витовт МАРТЫНЕНКА,
музыкальный критик

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Германия передала Украине еще восемь танков Leopard c запчастями
  2. Слуцкий предложил создать «Кодекс мигрантов», который состоит из 10 правил поведения иностранцев в РФ
  3. Россия и Беларусь подпишут договор о создании объединенного рынка электроэнергии
  4. В Госдуме обсудили рост цен на бензин
  5. Журова ответила на слова Губерниева о «неспортивной России»
  6. Путин принял решение создать Морскую коллегию России
  7. Правительство РФ по согласованию с ФСБ установит единые требования к обезличиванию персональных данных
  8. Россияне смогут выбирать, кто будет обслуживать их газовое оборудование
  9. Взрыв прогремел на крупнейшем химическом заводе Германии компании BASF
  10. Литва в сентябре начнет строительство фортификаций на границе с Россией и Беларусью
  11. Профильный комитет рекомендовал Госдуме принять во втором чтении законопроект о внесудебной блокировке треш-стримов
  12. Лукашенко: К юбилею Союзного государства необходимо окунуться в проблемы повседневных дел
  13. Джабаров: Отвратительное впечатление оставило открытие Олимпийских игр в Париже
  14. В ГД одобрили запрет на звонки с незнакомых номеров в мессенджерах
  15. Более 20 человек пострадали при столкновении поезда и грузовика в Волгоградской области

Парламентское Собрание

Елена Афанасьева: Бюджет - не для «поющих трусов»!

России нужна не цензура, а кодекс поведения артистов и порядок их финансирования.

Политика

Что дает Союзное государство простому белорусу и россиянину

К юбилею объединения необходимо глубоко окунуться в проблемы, которые волнует народ.

МНЕНИЯ

На третий пошел

Анатолий Заусайлов

Итоги президентских выборов в Венесуэле Запад снова не устроили

Закатай губу

Павел Родионов

Но нашлись и те, кому сатанинский бал понравился.

Пора вспомнить, к чему приводит желание сидеть на двух стульях

Олег Зинченко

Сейчас не время миндальничать

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также