Поэт от музыки
«Славянский базар в Витебске» начинался с авторского вечера народного артиста Беларуси и СССР Игоря Лученка «Беспокойное сердце». Концерт посвящался 70-летию знаменитого композитора, и принять в нем участие посчитали за честь практически все легенды российской и белорусской эстрады. Как заметил после вечера Иосиф Кобзон, концерт получился очень хороший, душевный, и, безусловно, Игорь Михайлович такой праздник заслужил. Заметим, что это был только первый этап празднования юбилея знаменитого композитора, который он отметил в августе. Главное торжество, на котором чествовать знаменитого земляка будет вся белорусская общественность, ожидается в конце сентября на сцене Белорусской государственной филармонии.
Как заметил после вечера Иосиф Кобзон, концерт получился очень хороший, душевный, и, безусловно, Игорь Михайлович такой праздник заслужил. Заметим, что это был только первый этап празднования юбилея знаменитого композитора, который он отметил в августе. Главное торжество, на котором чествовать знаменитого земляка будет вся белорусская общественность, ожидается в конце сентября на сцене Белорусской государственной филармонии. Игорь Лученок – композитор и талантливый, и очень плодовитый одновременно. Он написал более полутора сотен песен, большинство из которых сразу становились музыкальной классикой. Его песни я уже многие годы бережно храню в своей домашней фонотеке. И не просто храню, а всегда с удовольствием слушаю, каждый раз открывая в них что-то новое. И хотя наибольшую общественную известность Лученку принесли произведения военной и гражданской тематики, главное признание он получил все же как композитор-лирик. Ведь, как утверждает сам Игорь Лученок, в песне именно через лирическую мелодию и слово наиболее полно выражается душа и сердце человека…
Мало кто из его коллег за всю новейшую историю Беларуси смог так полно и глубоко отразить национальную мелодичность в своих произведениях. Не раз приходилось, находясь в республиках бывшего СССР, слышать самую высокую оценку песен и творчества этого композитора. И когда в какой-либо компании где-нибудь в России или на Украине меня просили спеть что-нибудь белорусское, то в первую очередь «заказывали» песни Лученка – «Алесю», «Веронику», «Мой родны кут»...
Не будет преувеличением сказать, что песни Игоря Лученка воспринимаются сегодня за пределами Беларуси, говоря современным языком, как фирменный брэнд страны – в ряду известных во всем мире тракторов «Беларусь», автомобилей «БелАЗ», холодильников «Атлант»…
Поскольку отец Игоря Лученка, одно время работавший театральным музыкантом, был человеком в музыкальном отношении талантливым и свободно играл на многих народных инструментах, то Игорь купался в хорошей музыке с самых ранних лет. Со временем он, стремясь подражать отцу, стал пробовать сам играть на цимбалах, баяне, аккордеоне. К удивлению отца, вскоре Игорь не только повторяет сыгранные им аккорды, но и начинает озвучивать свои собственные мелодии.
Родители сделали все возможное и невозможное, чтобы он получил хорошее музыкальное образование. Лученку к тому же очень повезло на наставников. Наверное, трудно было не стать величиной под творческой опекой таких знаменитых композиторов, как Тикоцкий, Богатырев, Хренников. Выпускник консерватории Лученок буквально ошеломляет комиссию и слушателей своей великолепной дипломной работой – кантатой «Курган» на слова классика белорусской литературы Я. Купалы. Оценка комиссии единодушна – «отлично»!.. Не менее значимой была и оценка присутствовавших на защите зрителей – они сразу заговорили о том, что появилась новая, очень яркая звезда!
Нельзя сказать, что творческий путь к песне у Лученка был простым. После консерватории он пробует себя в разных музыкальных жанрах, но не сразу находит свой путь. Но ему очень повезло с наставником. Когда Лученок был направлен на стажировку в Ленинградскую консерваторию – одну из лучших тогда в СССР, среди его учителей оказался гений мировой музыки Дмитрий Шостакович. Именно он принимал у Лученка один из главных экзаменов по завершении двухлетней учебы. Когда белорус показал учителю свои произведения, тот спросил у молодого человека, где он работает. Лученок тогда преподавал в одном из институтов теоретические дисциплины. «Это не ваше дело! – строго отрезал великий маэстро. – Вы – композитор!»
В середине шестидесятых годов прошлого столетия в Москве происходило очень важное событие – первый всесоюзный конкурс эстрады. Молодой композитор Лученок везет туда свою песню военной тематики под названием «Память сердца», которую исполнил белорусский певец Виктор Вуячич. Песня произвела на конкурсе настоящий фурор. Песни Лученка стали регулярно исполнять на телевидении и радио, что очень быстро сделало его имя известным и популярным во всей огромной стране. И это было только начало…
Вскоре самый популярный в те времена белорусский ансамбль «Песняры», победитель второго всесоюзного конкурса эстрады, был неожиданно приглашен на гастроли в США. А вместе с ним в Америку поехал и Лученок как автор значительного числа песен, исполняемых ансамблем. Надо сказать, что это был случай в СССР исключительный. Тем более что с просьбой выехать в США выступали не сами артисты, как это обычно бывает, а американские импресарио, которые ради этого вынуждены были обойти многие высокие советские инстанции.
А поскольку разделявший долгое время СССР и Запад «железный занавес» стал в те времена (середина семидесятых годов прошлого столетия) потихоньку давать трещины, то такое разрешение все же было получено. Говорят, что окончательное решение о гастролях «Песняров» принималось едва ли не на самом верху.
Творческая делегация ехала в Штаты с большими опасениями – воспримет ли пресыщенная американская публика белорусские песни. Особенно щекотливым было положение Игоря Лученка – ведь если о «Песнярах» в Америке уже хоть немного знали, то его имя там было совершенно неизвестным. Тем не менее все опасения оказались совершенно напрасными – турне прошло триумфально. Журналисты большинства СМИ, не видя разницы между белорусами и русскими, назвали тот приезд «Песняров» «русским вторжением на западном рок-фронте».
А самый большой успех во время тех гастролей выпал на долю песен Игоря Лученка. «Вероника», «Журавли на Полесье летят» и «Алеся» вызвали у американцев попросту восторг. Неудивительно, что многие американские импресарио после концертов заинтересовались именем композитора, создавшего такие шедевры.
«Песнярам» и Лученку предлагали выгоднейшие контракты на суммы в миллионы долларов. И очень удивлялись, когда советские звезды от этих предложений отказывались. Американским воротилам музыки было совсем невдомек, что всеми контрактами творческих советских граждан ведает специальное ведомство в Москве. Без его участия артисты и композиторы заключать какие-либо контракты были просто неправомочны. И сегодня Игорь Лученок с улыбкой вспоминает, как ему не удалось стать американским миллионером. Но он стал «миллионером» советским, которого любили и боготворили миллионы советских людей.
Игорь Лученок был одним из тех композиторов Советского Союза, к которому одинаково благоволили и слушатели, и власть и на которого обрушился целый дождь наград и званий. Но эти награды соответствовали масштабу его таланта. Игорь Лученок стал и первым представителем республики, чье имя увековечено на московской «Площади звезд».
У композитора однажды спросили, как ему удается при всякой власти оставаться на вершине? Ответил Лученок очень просто: его личными духовными учителями являются русский композитор Шостакович и белорусский поэт Янка Купала. Которые жили во времена самых строгих запретов и ограничений, но это не помешало им оставить после себя великое творческое наследие. Главный духовный долг каждого творца, считает и сам композитор, – служить слушателю и зрителю, постигая высоты искусства, невзирая ни на какие политические веяния…
Алесь
ГИБОК-ГИБКОВСКИЙ