САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

…Братья навек

«Мы бросим в будущее локомотивы нашего вдохновения!» – кричал в собравшуюся толпу молодой итальянец. 20 февраля 1909 года, в парижской газете «Фигаро», в своем яростном «Манифесте футуризма» писатель Филиппо Томазо Маринетти объявил о рождении новой культуры.
Новое течение охватило все виды искусства и особенно ярко проявило себя в живописи. Стремясь запечатлеть непрерывное движение, футуристы исследовали различные оптические феномены, прибегая к деформации предметов, сдвигу плоскостей и использованию необычных ракурсов и световых эффектов. Именно они дали начало «аэроживописи». Они создавали новый стиль жизни, в котором главенствующая роль была у техники. Они уверяли: гоночный автомобиль, «несущийся как шрапнель», прекраснее Ники Самофракийской.
Итальянский футуризм стал «крестным отцом» русского футуризма. Владимир Маяковский в своей «галстуковой рубашке», Давид Бурлюк в клоунском гриме, цилиндре и с серьгой в ухе обращали в новую «веру будущего» целые толпы вдохновенных зрителей. Как итальянские бунтари призывали сбросить с плеч культурный багаж эпох, так и неистовые русские «будетляне» требовали «сбросить Пушкина с корабля современности».
На волне революции они пережили десятилетие славы и почета, но судьба многих сложилась трагично. Тем не менее русский футуризм, продолжив громкий лейтмотив мятежников с Апеннинского полуострова, сумел по-своему жестко залепить «пощечину общественному вкусу».
Более 30 тысяч музеев и частных коллекций из Италии и России предоставили свои шедевры для того, чтобы в эти дни российские зрители смогли увидеть эксперименты творцов «искусства будущего». На картинах Луиджи Руссоло, Джакомо Балла и Энрико Прамполини, Ольги Розановой и Казимира Малевича и во многих других работах, представленных в ГМИИ им. Пушкина, открывается этот кричащий о себе мир, в котором жужжащие шумы электростанций, сливаясь, рождают музыку нового времени. В которых чувственность обретает свою геометрию, а привычные предметы и люди – динамику и конструкцию.
Символично, что у входа посетителей встречает картина Энрико Прамполини «Похороны романтизма», название которой задает тон дальнейшему повествованию, разворачивающемуся от одной футуристической работы к другой. Сам Маринетти в свое время заявил: «Мы уже устроили потешные похороны красоты, живущей прошлым». А дальше художники пытаются внушить зрителю, что, дескать, можно создать натюрморт из керосинок, услышать музыку мотора и сыграть «ноктюрн», как писал Маяковский, «на флейте водосточных труб».
И можно изобразить на картине запах. Как – ответ дает итальянский художник Луиджи Руссоло на своей одноименной картине. И услышать, что же сказал трамвай, – художник Карло Карро смог не только услышать, но и запечатлеть это в своей работе.
Организаторы выставки не ограничились живописью. Не обошли вниманием и футуристический театр, и книги, и даже музыку: в залах экспозиции представлен музыкальный инструмент «будущего» – «шумоинтонатор», своеобразный механизм, воспроизводивший уличный шум. А на открытии выставки звучала музыка футуристических композиторов – Прателлы, Руссоло, Микса, Антейла, Мосолова. В залах, посвященных русскому футуризму, почетное место заняли плакаты и эскизы костюмов к опере с символичным для футуризма названием «Победа над солнцем» и афиши Давида Бурлюка.
В начале прошлого века эти бунтари назвали музеи «кладбищами», а спустя почти сто лет их «детища» оказались на этих самых «кладбищах». Вопреки неистовым усилиям «будетлян» прошлое, с музеями, библиотеками, Джокондой и археологией, оказалось вечным. Боровшиеся с прошлым сами отошли в категорию прошлого относительно современного зрителя. Даже то «будущее», к которому устремлялись футуристы, – для нас уже почти прошлое.
Но тем не менее без них невозможно представить целостный портрет эпохи. Футуризм оказался невероятно продуктивным течением, породившим множество школ и направлений и давшим мощный толчок для последующих творческих поисков художников.

Татьяна КУТАРЕНКОВА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Путин заявил о деградации отношений Москвы и Берлина по вине Германии
  2. Россия ввела временные ограничения на экспорт обогащенного урана в США
  3. Беларусь и Китай подтвердили важность дальнейшего построения равной и неделимой архитектуры безопасности
  4. Владимир Путин побеседовал с Шольцем
  5. Нижегородская область выделит 12,2 млн рублей на субсидирование авиарейсов в Минск
  6. Шольц заявил Путину, что конфликт на Украине необходимо завершить, сообщили в кабмине ФРГ
  7. Полковник СБУ Стариков: Украина вынуждена отступать на четырех направлениях
  8. Беларусь и РФ договорились об обмене электронными паспортами техники
  9. Bloomberg: Владимир Путин и Олаф Шольц собираются поговорить по телефону
  10. Forbes назвал внезапный штурм Купянска силами ВС РФ зловещим знаком для ВСУ
  11. В Беларуси не планируют повышать пенсионный возраст
  12. В ООН отметили приверженность Беларуси многосторонним усилиям по борьбе с торговлей людьми
  13. Более тысячи участников СВО подали заявки на программу «Время героев»
  14. Депутаты Госдумы инициировали проверку на тему фиктивных скидок в онлайн-магазинах
  15. В Кремле объяснили, в чем проблема работы YouTube в России

Парламентское Собрание

Отвечаем на новые провокации, санкции, политические ультиматумы проектом концепции безопасности Союзного государства

Международная обстановка, конфликты у границ, агрессия и милитаризация соседей вынуждают Беларусь и Россию действовать сообща.

Политика

Леонид Слуцкий: «Россия должна стать страной многодетных семей»

Поддержка бойцов на передовой и их семей, цены на продукты, ужесточение миграционной политики, демография. Темы, волнующие каждого жителя страны, Президент РФ Владимир Путин обсудил в Кремле с лидером ЛДПР, членом Комиссии ПС по международным делам, миграционной политике и связям с соотечественниками Леонидом Слуцким.

МНЕНИЯ

Хамелеон, добра не помнящий

Павел Родионов

Себастьян Коу, глава международной федерации легкой атлетики IAAF, да еще барон к тому же, тот еще хамелеон.

В России вновь заработал крупнейший в мире видеохостинг YouTube

Валерий Чумаков

Всё-таки, когда надо – вертикаль власти работает хорошо. Наглядный пример. 13 ноября Президент России Владимир Путин встретился с генеральным директором киноконцерна «Мосфильм» Кареном Шахназаровым.

Пусть собаки-русофобы собственный хвост кусают

Олег Зинченко

Западный автопром заговорил о возвращении в Россию. А надо ли их пускать?

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также