Валентина ПОЛИКАНИНА: «Поэзия – душа истории!»
Лет десять тому назад мне в руки случайно попала небольшая книга стихов с доверительным названием «Найдите время для любви». Это была трогательная и искренняя исповедь очень тонкой и ранимой души. Поразил и снимок автора на обложке – лицо излучало какой-то особенный свет. Позже посчастливилось познакомиться и с автором – Валентиной Поликаниной.
Прошлый 2007 год был для Валентины Поликаниной особенным – она стала лауреатом специальной премии Президента РБ в номинации «Художественная литература», а потом Указом Президента Российской Федерации ей была присуждена правительственная награда России – медаль А.С. Пушкина.
– Почему выбор руководства России для награждения медалью А.С. Пушкина пал именно на вас?
– Во-первых, не только на меня. Этой награды удостоен целый ряд известных деятелей культуры Беларуси: Наталья Авдеева, Валентин Елизарьев, Владимир Гостюхин, Светлана Суховей, Ростислав Янковский, Владимир Прокопцов. Как сказано в Указе: «За большой вклад в распространение, изучение русского языка и сохранение культурного наследия, сближение и взаимообогащение культур наций и народностей».
Быть в числе таких людей и очень приятно, и очень почетно. Я давно сотрудничаю с посольством России, участвую во многих мероприятиях, которые проводит «Координационный совет руководителей белорусских общественных объединений российских соотечественников» и в организации которых большую помощь оказывает советник посольства России Александр Ломакин, вхожу в состав «Русского общества».
Надеюсь, эта награда – оценка Россией и моего скромного творческого труда.
– А какое, на ваш взгляд, влияние оказал Пушкин на нашу белорусскую литературу, поэзию в частности?
– Пушкин – гений, и его творчество мощно повлияло на литературу всех народов, в том числе и на белорусскую. Он писал о любви и дружбе, жизни и творчестве, размышлял о прошлом и настоящем. В его поэзии можно найти ответы на многие нынешние животрепещущие вопросы.
Белорусская поэзия, как мне кажется, очень близка русской, потому что и она – дыхание славянской души. В ней есть классическая гармоническая пушкинская основа, смысловое и чувственное равновесие. Есть пушкинские гражданственность, патриотичность, историческая и социальная правда.
– Некоторые ваши стихи своей поразительной духовной глубиной, искренностью очень напоминают молитвы, вы словно стремитесь помочь читателю в его духовном очищении. Но все же сегодня большинство людей, а особенно молодежь, мягко говоря, не очень интересуются поэзией. Может быть, она как культурный феномен вообще устарела?
– На мой взгляд, поэзия – это душа истории. А разве душа может устареть? А еще стихи – своеобразные письмена сердца, тихий разговор с совестью. «Есть слово, ощущенье, запах// И забытье, что жизнь – пиры.// Поэзия – прорыв внезапный// В иные, высшие миры.// И трепет рук, и щек горенье,// И дух – свеча в полночный час.// Поэзия – миг сотворенья// Земли, давно живущей в нас».
Поэзия всегда была потребностью немногих, так как большинство людей по своей сути прозаичны и материалистичны. Но вот что удивительно: нужная немногим, поэзия незримо влияет на всех. Она – как духовный кислород общества, без которого мир задохнется…
Многим моим читателям, по их собственному признанию, стихи помогают жить, душевно исцеляться. В этом я и вижу смысл своей собственной поэзии.
– Есть ли у вас кумиры в поэзии?
– Я следую заповеди «не сотвори себе кумира»… Но очень люблю Ахматову и Окуджаву за мудрость и простоту, Павла Васильева – за яркую образность, пылкость чувств, Владимира Соколова и Геннадия Русакова – за философскую глубину, Евгения Евтушенко – за гражданственность и любовь к Родине… Нравятся мне и поэты серебряного века, и шестидесятники…
Недавно в Минск приезжала Белла Ахмадулина. Переполненный зал внимал ей, затаив дыхание (вот вам и еще один ответ на вопрос: устарела ли поэзия?). Сама же Ахмадулина была очень естественной: ни тени «звездности», фальши, одна только искренность и желание – дать слову сказаться. Невольно подумалось: ее же надо беречь, на руках носить! Да и вообще поэтов надо беречь, прислушиваться к ним. Потому что когда поэты уходят – мир как будто сиротеет.
– Бываете ли вы сегодня в России? Если да, то можете ли сравнить культурную, литературную жизнь в наших странах?
– В России бываю нечасто, в основном у родственников мужа, которые живут в городе Иваново. Россия – родина моего отца, и я люблю ее за необъятные просторы, за белые стены храмов, за ее щедрых и великодушных людей. Как и Беларусь, родина моей матери и моя родина, она для меня – дом родной. Хотелось бы, конечно, общаться с российскими поэтами чаще, чаще видеться с ними. Хорошо бы возродить былые культурные связи, белорусско-российские поэтические чтения, фестивали и праздники поэзии. Поэзию нельзя ограничивать рамками своей территории, ведь стихи, как и птицы, не знают границ.
– Совсем недавно вышедшую в мир вашу прекрасную книгу стихов «За плотью слов» на жизнь «благословил» известный российский поэт Владимир Костров, председатель Международного Пушкинского комитета, лауреат Государственной премии Российской Федерации…
– В свое время он же написал предисловие и к моим первому и второму сборникам стихов. Кстати, очень надеюсь, что когда-нибудь состоится творческий вечер этого замечательного поэта в Минске.
– Насколько широко жители Беларуси сегодня могут знакомиться с современной российской поэзией? И, соответственно, россияне – с белорусской?
– С российской поэзией мы знакомимся в основном благодаря известным российским литературным изданиям – «Новый мир», «Наш современник», «Братина», «Литературная газета», которые, как и ранее, свободно поступают в Беларусь. Да и белорусские журналы охотно печатают стихи российских авторов. Всегда есть в продаже и книги российских поэтов.
А вот нашу литературу и поэзию в России сегодня знают значительно меньше по сравнению с советскими временами. Надеюсь, настанет время, когда в братской стране будут выходить книги белорусских поэтов, их произведения будут печататься на страницах российских журналов и газет.
– Как вы относитесь к очень модной сегодня, особенно в России, эпатажной (и содержанием, и языком) литературе? Ведь не секрет, что именно такая литература часто получает литературные премии…
– Россия всегда была лакомым куском, притягивающим взоры чужаков своей огромной территорией и богатствами. Кто-то очень старается превратить сильный народ в народец, культуру – в бордель, а литературу – в помойку. Ведь страну, разложившуюся нравственно, покорить гораздо легче. К сожалению, и славянский мир оказался вовлеченным в процесс, когда на первом месте не духовная ценность продукта творчества, а его «продаваемость». Разве об этом мечтали великие просветители Кирилл и Мефодий, Евфросинья Полоцкая, Кирилл Туровский, Франциск Скорина? Разве для этого творили Ломоносов, Пушкин?
Слава Богу, сегодня в России есть силы, которые противостоят агрессии псевдокультуры. Благодаря им не исчезли с книжных полок Достоевский, Розанов, Ильин, Шмелев, русская классическая поэзия… Но все же человек решает сам, что ему выбрать. И чтобы устоять перед соблазнами, в том числе и литературными, надо иметь твердую волю, светлую душу и трезвую голову.
– Вы – автор слов многих песен, которые исполняются не только известными белорусскими, но и российскими, и украинскими артистами. Они есть в репертуаре Валерия Дайнеко, Анатолия Ярмоленко, Инны Афанасьевой, Анжелики Агурбаш и многих других...
– Скоро появится диск песен в исполнении Валентины Ольшанской, где все песни написаны на мои стихи. Есть мои песни и в репертуаре российских артистов – Валентины Пономаревой и трио «Меридиан».
Песни – это второе русло моего творчества, а первое и главное – все же сама поэзия. Когда мне нравится мелодия, я могу найти для нее слова. Считаю, что лучшие песни написаны с композитором Дмитрием Долгалевым. Плодотворным оказалось сотрудничество с народным артистом Беларуси Леонидом Захлевным, Николаем Неронским, Александром Балашовым. Из российских композиторов довелось сотрудничать с Николаем Парфенюком.
Но не на любую музыку я могу написать текст. «Песни для ног» меня не вдохновляют.
– Планируется выпуск серии книг «Библиотека Союзного государства». Каков, по вашему мнению, должен быть критерий выбора авторов?
– Критерий один – талант и мастерство. Но думаю, что было бы неплохо, если бы в этом хорошем деле приняла участие и общественность.
– Что для вас Союз Беларуси и России?
– Для меня идеалом является человеческая сплоченность. Люди моего поколения – дети СССР. Нас лишили Великой Родины, ее живой организм разрезали на куски. Остались две живые части, которые, я убеждена, еще могут срастись. Я не экономист, не политик и оцениваю происходящее обобщенно, образно: «Мир горек, злобен, неспокоен,//Но не беру в соседи грусть.// В двух смежных для меня покоях// Живи, Россия-Беларусь.// И в день рожденья собирая// Звон золотых своих церквей,//Будь не потерянным мной Раем,// Затверженным в крови моей».
– Ваши творческие планы?
– Пятилеток в творчестве нет... Заслужу того, чтобы пришли стихи, отстрадаю – и они придут, не заслужу – обойдут стороной.
Одна из книг стихов Валентины Поликаниной носит название «Свет неизбывный». То есть свет непреходящий, тот, который был, есть и будет… На мой взгляд, очень символичное название для всего творчества этой прекрасной поэтессы – дочери белорусского и русского народов.
Беседовал Алесь ГИБОК-ГИБКОВСКИЙ