Пятая Даная
Изящная работа великого мастера эпохи Ренессанса, собственность Галереи Боргезе в Риме, на время занимала место в итальянских кабинетах Эрмитажа. Интересно, что сейчас в Эрмитаже хранятся «Даная» Рембрандта, «Даная» Тициана и сюжеты на тему Данаи на двух греческих вазах.
Корреджо известен не только как живописец, но и как талантливый монументалист: его алтарные картины и фрески до сих пор поражают утонченными иллюзионистическими эффектами. Он стал первым из живописцев XVI века, кто «прорвал» поверхность купола храма, изобразив разверстые небеса и парящего в них Христа, представленного в ракурсе снизу, как и восседающих на облаках апостолов. Это великолепие «Вознесения Христа» можно увидеть в росписи купола церкви Сан Джованни Эванджелиста в Парме. Но мастер работал не только над религиозными сюжетами, он отдал дань и аллегории, и мифологии.
В начале 1530-х годов Корреджо получил от мантуанского герцога Фредерико II Гонзага заказ на создание цикла из четырех полотен, посвященного влюбленностям Юпитера. Сейчас шедевры находятся в разных странах: «Леда» (Государственный музей, Берлин), «Ио» и «Похищение Ганимеда» (Художественно-исторический музей, Вена), «Даная» (Галерея Боргезе, Рим). Полотна рассказывают о преображениях верховного бога с целью завладеть объектами своего желания. Он является к Леде в виде белоснежного лебедя, нисходит на Ио пышным облаком, превращается в царственного орла, чтобы унести Ганимеда на Олимп, и струится золотым дождем на Данаю. На каждой картине изображен момент соития, но Корреджо настолько деликатно сумел это изобразить, что люди, глядя на полотна, испытывают не смущение, а восхищение и наслаждение высоким искусством.
«Даная» Корреджо интересна не только высоким мастерством письма, грациозностью изображенных фигур, великолепным светом, игрой теней. Его Даная – неискушенная девушка, которая любуется собой и переполнена ожиданием волшебства. Она почти не замечает сияние золотого дождя, который струится на нее, и рассыпающихся золотых монеток. Крылатый бог любви Купидон, сидящий на краю ложа, выступает посредником между Данаей и Юпитером, стягивая покров с тела царевны.
У изголовья сидят два маленьких эрота. Крылатый олицетворяет небесную любовь, бескрылый – земную. Крылатый сосредоточенно проверяет на камне, из чего же сделаны стрелы – из золота или свинца? Золотая острая стрела внушает любовь, свинцовая, с тупым наконечником, ее гонит. Любовь ли это со стороны Юпитера или блажь? Другой эрот трет о камень монетку из золотого дождя, проверяя ее подлинность. Ведь всему есть своя цена. Какова же цена любви?