В главных ролях — Мулявин и музыка
Съемки восьмисерийной картины о самом легендарном ансамбле «Песняры» в разгаре. «СВ» узнало, кто играет советских суперзвезд, как рождались легендарные хиты. И что о происходящем на площадке думают музыканты золотого состава
ЭХ, МОЛОДОСТЬ!
В просторном зале Белгосфилармонии почти пусто. Только на сцене группа молодых людей в старомодных коричневых пиджаках что-то тихо напевают. Вдруг единственный зритель происходящего, не скрывая эмоций, выкрикивает:
- Завидую!
Это Владислав Мисевич - участник золотого состава «Песняров». На съемочную площадку его пригласили в качестве консультанта.
- Поначалу был негативно настроен к идее снять сериал об ансамбле. Так и сказал продюсеру: «Зря вы это затеяли». А потом стал наблюдать за процессом, увидел, в каких муках рождается сценарий, с какой скрупулезностью подходили к подбору команды, как работают над каждым дублем. Успокоился - верю в проект.
Наш разговор с Мисевичем прерывают - просят помочь с флейтой. Через считаные минуты в кадре на инструменте понарошку заиграет его юная «копия».
- Каково смотреть на киношный образ «Песняров»?
- Любопытно, - задумчиво отмечает Владислав Людвигович. - Мы ведь и сами когда-то в филармонии репетировали. Наш «рабочий кабинет» находился на втором этаже в левом крыле, окна выходили на гастроном. Вся зарплата в этом магазине и оставалась. А обедали мы всегда в кафе через дорогу. Брали по три-четыре гарнира в одну посудину, никаких котлет или салатов. Повара на нас ругались: «Не положено». Но все равно кормили молодых красивых музыкантов. Эх, молодость!
Тем временем перерыв на съемочной площадке подходит к концу. Из ниоткуда в зале появляются гримеры, костюмеры, техперсонал. Словно рой пчел, они окружают на пару минут актеров. А дальше режиссерское: камера, мотор!
КУМИР МИЛЛИОНОВ
Роль безусого Мулявина досталась молодому российскому актеру Глебу Калюжному. К 22 годам он успел засветиться в таких популярных проектах, как «Вампиры средней полосы», «Новенький», «Территория», «Красные браслеты». И даже собрать целую армию поклонников. Но в новом сериале его не узнать: играет не мальчика-подростка, а кумира миллионов. Взгляд сосредоточен, глаза буквально сверлят зал во время очередной сцены - ну вылитый Володя Мулявин на заре карьеры. Тот, говорят, всегда был уверен в себе - настоящий фронтмен.
- Конечно, чувствую большую ответственность. Хотя, должен признаться, до того,как меня утвердили в «Песнярах», знал только саундтрек к «Ну, погоди!» - рассказывает Глеб. - Когда готовился к роли, пересмотрел много документальных съемок, концертов, передач. Некоторые песни прямо заслушал. Фавориты - «Березовый сок» и «Беловежская пуща». Сейчас такой музыки не хватает.
Вживаться в образ Калюжному долго не пришлось. Буквально за неделю до съемок он сам приезжал в белорусскую столицу с концертом - Глеб пишет и исполняет рэп.
А вот коллегами россиянина на съемочной площадке стали не музыканты, а в основном студенты-актеры из Минска.
За съемками все время наблюдает дочь Мулявина - Марина. Она выступила соавтором сценария и консультантом проекта. Более того, на съемочную площадку женщина привела и правнучку Владимира Георгиевича. Обаятельная малышка Лида дебютирует на экране - сыграет бабушку Марину в детстве.
ПОСЧИТАЕМ
Два миллиона долларов - бюджет сериала.
Шесть лет писали сценарий, и за это время его меняли четыре раза.
416 минут - общий хронометраж будущей ленты.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Виктор ЛАБКОВИЧ, продюсер «Первой КиноВидеоКомпании»:
- Я давно мечтал снять кино о «Песнярах», но, признаться, не знал, с какой стороны подступиться к проекту. Покажем и ключевые моменты истории ансамбля, и истории создания песен, и конфликты между музыкантами. «Песняры» - это целая эпоха. У нас два главных героя - Мулявин и музыка. Поэтому продукт делаем по-настоящему уникальный. Не очередную ностальгическую историю, а масштабный байопик, которого многие ждали. С чего для массового зрителя начались «Песняры»? С «Вологды»! Но путь к ней был непростым, мы приоткроем завесу этой тайны.
КИНОКУХНЯ
ТАЙНЫЙ АКТЕР
Сценарий, над которым трудились пять авторов, дорабатывают прямо на площадке.
Материал можно условно разделить на три периода - 50-е, 60-е и 70-е годы. Детство Мулявина в России, его «белорусская молодость» и золотые годы популярности, в которые ансамбль без преувеличения объездил весь мир. Каждый период снимает отдельный режиссер. Площадки тоже разные - Борисов, Минск, Калининград.
Главная интрига: кто сыграет «Песняров» на пике популярности? Создатели сериала молчат как партизаны. Зато удалось узнать детали сюжета будущей картины.
- Изначально сценарий хотели выстраивать вокруг взаимоотношений Владимира Мулявина и его первой жены - Лидии Кармальской. Но потом акценты сместились в сторону музыки. Любовная линия, конечно, осталась. Но в первую очередь хочется показать то, что «Песняры» были первой настоящей фолк-рок-группой в СССР. Они для нас - как «Битлз» для англичан, - считает сценарист Руслан Стариковский. - Ранние композиции - настоящая революция. Как их только на сцену пустили? Об этом мы и хотим рассказать зрителю. В жизни группы было много интересного, обязательно воплотим это на экране. Например, феноменальную работоспособность ансамбля. Только представьте: они давали по три-четыре концерта живьем. Ни один артист в наше время на такое просто не способен. У всех райдеры, особые требования к технике и звуку. А «Песняры» брали публику на голом таланте.
Владислав Мисевич подтверждает:
- Рекорд - шесть (!) выступлений за сутки в узбекском городе Учкудук. Выходных не было в принципе. Только в дни перелета нам ставили по одному концерту - и это считалось отдыхом. В перерывах между гастролями тоже ни о каком отпуске и речи быть не могло: писали музыку, репетировали. А потом снова в путь.
Саундтреком станут не просто старые фонограммы. Создатели сериала обещают уникальные аранжировки. Озвучкой репетиционных сцен займутся исполнители, которые убедительно поют «под Мулявина». Поработают и со старыми записями - их будут подчищать с помощью современных технологий. Так что соловьиные голоса Леонида Борткевича, Анатолия Кашепарова и Валерия Дайнеко зазвучат с особым очарованием.
ЗА КАДРОМ
ВЫБИРАЛИ НЕ ПО ВНЕШНЕМУ СХОДСТВУ, А ПО ХАРАКТЕРУ
Первые серии о детстве Мулявина режиссировал белорус Кирилл Папакуль. А за материал о юности главных героев отвечает россиянка Оксана Барковская.
- Я снимаю кино не о звезде, а о личности, сильной и цельной. Мулявин, несмотря на то что обстоятельства складывались не в его пользу, все преодолел и сам выстроил свою судьбу, - считает режиссер. - В жизни любого человека самый сложный этап - молодые годы, когда происходит становление и выбор пути. Это первая серьезная любовь, много музыки и стремления пробиться сквозь систему, которая сопротивлялась новому.
Оксана Барковская, как и все советские дети, росла на песнях Мулявина: на пластинках старшего брата звучала «Александрина» и «Вологда».
- Я не была знакома с Владимиром Георгиевичем, но дружна с семьей Иосифа Кобзона. А ведь именно он перевез песняра на лечение в Москву после страшной аварии, они близко общались не один десяток лет. Перед съемками я встретилась с его вдовой Нелли Михайловной. Хотелось узнать, каким Мулявин был вне сцены. Талантливый, закрытый, для многих непостижимый. У исполнителя главной роли Глеба Калюжного есть вот эта мулявинская органика. Мы ведь и выбирали его не по внешнему сходству, а по энергетике, характеру.