Беларусь поделится роком
Недавно в Беларуси вышла книга «222 альбома белорусского рока» – объемный фолиант, рассказывающий о представителях белорусской популярной музыки – от «Песняров» до «Мясцовага часу». В советские времена диски таких ансамблей, как «Песняры», «Верасы», «Сябры», фирма «Мелодия» издавала миллионными тиражами. О влиянии «Песняров» на свое творчество заявляли Алла Пугачева, Жанна Бичевская, Андрей Макаревич. Некоторые утверждают, будто сегодня белорусская поп-музыка для России умерла. Но есть Алехно, Серега (вспомните знаменитый «Черный бумер»), Наташа Подольская. И наконец, обладатель 6-го места на прошлогоднем Евровидении – Дмитрий Колдун…
Продолжает работу и легендарная «Крама», ставшая когда-то в России лауреатом рок-фестиваля «Нашествие». Не так давно одна из минских этикеток удивила публику юбилейным переизданием альбома в Великобритании. Участвовала «Крама» и в международных CD-проектах. На фоне успехов «ветеранов» не потерялись удачи на Западе и менее известных коллективов. Например, гродненская панк-группа «Deviation» в 1998 году выпустила в Беларуси дебютный альбом, а через два года французская фирма «Darbouka records» уже на компакт-дисках издала сингл, включив белорусские песни коллектива. Язык вносит особый шарм в современную музыку. На выступлении бразильского рок-музыканта Макса Кавальера в Варшаве «разогревал» публику белорусский коллектив «:B:N:», который в 2002 году «сразил» поляков на фестивале «БАСовішча». Теперь у ребят два альбома, престижные концерты в Беларуси, Польше, Чехии, Германии.
С упомянутого «БАСовішча» начинали европейский разбег такие рок-коллективы, как «Partyzone», «Tesaurus», «Znich», «Змяя», Татьяна Белоногая. Некоторые из них добрались и до России. Первым был металл-бэнд христианского контекста «Tesaurus», который в 2005 году дал несколько концертов в Смоленской области, вызвав восторг публики и местной прессы.
В 2007 году российский металл-лейбл «Coyote records» заинтересовался трибьютом легендарной гомельской группы «Gods Tower», и этот 2CD стал первым лицензионным переизданием белорусского рока в России. Заметим, что участвовали в проекте исполнители не только из Беларуси, но и из России и Украины.
Следующим проектом «Coyote records» в Беларуси стало переиздание полной дискографии короля белорусского музыкального экстрима – группы «Znich». А это уже целый бокс-сет из альбомов «Язычнік я» (1997), «Дух зямлі» (2000), «Запаветы апошняга старца» (2003), «Крыжы абярэгі» (2006). Подобным проектом закончились и недавние российские гастроли лидера белорусской группы «Стары Ольса». В конце января белорусский коллектив успешно выступил в московском клубе «Plan-B», подписав в итоге контракт с продюсером Олегом Тихоновым на выпуск нескольких альбомов для российского рынка. И уже в марте первые CD «Стары Ольса» made in Russia презентовались в Москве на очередном сольном концерте.
Особо радует, что российские музыкальные издатели порой сами задают фору белорусам. Например, знаменитый питерский лейбл «Sketis music», поднаторевший на переизданиях белорусских открытий, начал удивлять белорусов своей продукцией. Второй альбом «Druva» группы «Osimira» впервые вышел именно у них, там же дебютировали и гомельские фолк-рокеры «Бан Жвірба» с альбомом «Забабоны».
Трудно не заметить внимание российских дискоиздателей к музыке, базирующейся на фольклоре или на сохраненных в Беларуси средневековых традициях. Но белорусская популярная музыка – это не только фольклор. Это и авангардные направления хардрока, и неуемные панки – для России пока нераскрытый кладезь. Она ждет активных продюсеров, издателей, клипмейкеров, шоуменов, которые смогут делать из этого материала еще и деньги. Если в Польше такие люди нашлись и уже 20 лет проводят фестиваль белорусского рока «БАСовішча», то почему бы не сделать что-то подобное и в России.