Путь к себе
Кто сказал, что жизнь и предназначение каждого человека прописаны где-то на невидимых скрижалях? Каждый сам творит свою судьбу – мыслями, поступками и своим взаимоотношением с миром. По такому принципу живет знаменитый японский кинорежиссер Такеши КИТАНО.
В кино он пришел не просто сложившейся личностью, а будучи поп-звездой у себя на родине, в Японии. Родился в 1947 году, в рабочем пригороде Токио. Поучился в университете, но так его и не окончил. Зарабатывал на жизнь как чернорабочий, поработал ведущим в ночном клубе, а потом образовал дуэт со своим другом, взял псевдоним Бит Такеши – и стал одним из самых знаменитых комиков Страны восходящего солнца, а позднее – популярнейшим ведущим многочисленных телешоу.
В кино впервые появился как актер. И уже имея за плечами 16 киноролей, решился попробовать себя в режиссуре. Его фильмы на родине не принимали. Какое кино может снимать комик?! Но когда в 1997-м его седьмая по счету картина «Фейерверк» завоевала главные призы и на Каннском, и на Венецианском кинофестивалях, г-на Китано наконец признали и в Японии. Хотя в качестве комического артиста он там по-прежнему популярнее, чем режиссер. Он снимает кино – и снимается в кино. Написал ряд новелл и несколько сборников рассказов, эссе и стихов.
– Я пытаюсь во всем достичь мастерства, за что бы ни брался, – не боится признаться художник.
И это у него действительно получается. Он серьезно, хоть и недолго, изучал живопись и мультипликацию. И как результат – появление одного из самых эстетичных фильмов Такеши Китано – «Куклы». Три истории о бессмертии любви или ее отсутствии, вдохновленные искусством изысканных кукол старинного японского театра «Отомэ Бурнаку».
– Сейчас я работаю над новым фильмом, который называется «Ахиллесова пята», последним из трилогии. Первые вы уже знаете – это «Банзай, режиссер» и «Такешис».
Это не комический, не смешной фильм, не развлекательное произведение.
Развлекательных картин в творчестве Такеши Китано практически нет. Хотя «Фейерверк» и был признан эталонным фильмом жанрового полицейского кино. Но при внешнем обилии убийств и насилия в каждом из его кинопроизведений есть глубокий философский смысл.
– Я не люблю жестокости фильмов Тарантино, – сообщил режиссер. – Потому что истинная жестокость – она где-то глубоко внутри, бывает даже в дружбе и любви.
В философии Такеши Китано все двойственно и все рядом: насилие и любовь, смерть и рождение, Инь и Ян. Эта двойственность выражена и во внешности самого режиссера: одна половина его лица – как застывшая маска, другая – живая и подвижная. Но это вовсе не результат актерского мастерства, а следствие автокатастрофы, в которой был поврежден лицевой нерв. Даже написание самого имени режиссера у нас двойственно: одни продолжают называть его Такеши Китано, а другие утверждают, что правильно будет все-таки Такеси… Но как спросить об этом самого мастера, говорящего исключительно по-японски? Он специально не учит английский. Признался, что практически не смотрит европейское кино. Его личная жизнь – за семью печатями. Он не любит общаться с журналистами, крайне осмотрительно относится к интервью. А на вопрос, чем он любит заниматься в свободное время, ответил:
– Отдыхаю и смотрю телевизор. Любимые программы – по истории или канал «Дискавери». Да, еще смотрю канал ВВС. Мне кажется, они создают интересные фильмы.
Еще удалось разузнать, что он спонсирует любительскую бейсбольную команду, в которой сам иногда играет. Все остальное время Такеши Китано работает, чтобы каждый день хотя бы на полшага приблизиться к самому себе.