Если нельзя, но очень хочется, то можно
Живые начинания школьного театра, прожив примерно от двух до семи лет, гибнут одно за другим от безденежья, упорного замалчивания и отсутствия государственной поддержки.
Кто из вас, дорогой читатель, не испытывал в детские годы сладостный трепет и мучительное чувство стыда, выходя на школьную сцену? И кто не знает смешанного чувства умиления и неловкости, которое возникает, когда на сцену выходят наши собственные чада?
Вы никогда не задумывались о том, почему чувства, которые мы испытываем к школьному театру, носят смешанный и несколько сомнительный характер? Мало кому придет в голову пойти в незнакомую школу наслаждаться высоким искусством. Спросите себя – почему? Внутренний голос шепнет: нелепо, убого, безвкусно, непрофессионально, скучно, тенденциозно. Но в родной школе мы участвуем в театральных играх самого разного рода. Мы оправдываем это очень красивыми словами: приобщение к литературе и истории, создание праздника, воспитательная работа! Но при этом к школьной сцене мы испытываем чувства, сходные с чувствами к дешевому стриптизу. Маска школьного театра – лихорадочный румянец и опущенные глаза.
Я утрирую? Почти нет. В конце прошлого века знаменитые ученые Пирогов и Вейнберг обозначили свое отношение к этой тенденции в статье «Быть или казаться?», а став во главе образовательного ведомства, запретили гимназический театр, как развивающий притворство, самолюбование и развращающий личность. Исчез после этого школьный театр? Разумеется, нет.
И все-таки я, разумеется, утрирую. Потому что, получив театроведческое образование и даже степень кандидата искусствоведения в РАТИ (ГИТИС), я редко испытываю в профессиональном театре такое полное и искреннее чувство сопереживания, такое эстетическое удовольствие и внутренний подъем, как на иных спектаклях, поставленных в детских коллективах Сергея Казарновского, Федора Сухова, Александра Федорова, Владимира Чикишева и некоторых других профессионалов детского театрального движения. Увы, практически никого из них массовый зритель и массовый читатель не знает.
История вопроса как история умолчания
Реальность бытования театра, где играют дети, в нашей стране парадоксальна.
Парадокс первый. Русский профессиональный театр начинался с детей. Дети играли в придворном театре Алексея Михайловича. Дети реализовывали театральные замыслы Петра Великого на сцене Славяно-греко-латинской академии. Дети из танцевальной школы Ланде в XVIII веке дали начало русскому балету. А ученики Сухопутного шляхетского кадетского корпуса подготовили рождение Первого русского государственного театра, учрежденного императрицей Елизаветой. Но говорить об этом среди профессионалов почему-то считается неприличным. Более того, если музыканты и художники гордятся своими детскими школами и успехами юных дарований, то театральный мир своих детей ставит в положение отвергнутых пасынков и бастардов. На экзаменах в театральный вуз нельзя говорить, что ты в детстве занимался театром и побеждал в фестивалях, – не возьмут ни за что. По умолчанию предполагается, что у Русского театра не было периода становления, не было детства, как не было его и у современных актеров. Русский театр сразу родился великим, и в нем примерно одновременно творили Федор Волков, Михаил Щепкин и Константин Станиславский. (Ах да, кажется, еще были скоморохи.)
А Наталья Гундарева, например, родилась прямо на подмостках Театра им. Маяковского, видимо, в Театре юных москвичей занималась какая-то другая девочка, вероятно, космический близнец.
Парадокс второй. В самом начале двадцатого века движение детских театральных коллективов в России приобрело невероятный размах. Им занимались замечательные ученые и деятели искусства: поэты А. Блок и С. Маршак, психологи
Л. Выготский и В. Запорожец, культуролог В. Всеволодский-Генгросс, режиссеры Г. Рошаль, В. Окунчиков, А. Брянцев,
К. Голейзовский и многие другие. На эту тему издавался специальный журнал «Игра», где печатались очень авторитетные люди, включая В. Мейерхольда. Проблема «театр и дети» рассматривалась в самых разнообразных аспектах: искусство детей – детям; искусство детей – социально не защищенным гражданам; театр – как универсальная образовательная среда; театральная игра – как сохранение народных фольклорных традиций; театр – как средство социальной и психологической реабилитации; театр – как лечебный инструмент в специальных учреждениях. Были разработаны и апробированы самые разнообразные программы и методики. Но сталинская реформа школы прекратила развитие детского театрального движения практически одномоментно. Многие лидеры этого движения уехали за рубеж, в частности в Германию, Францию и Америку, где и продолжили свою деятельность. В результате разнообразные зарубежные достижения в области Dram education время от времени предлагаются современным российским педагогам в качестве уникального новшества, хотя ничем принципиально не отличаются от методик, опубликованных в России в 20-х годах XX века. Но к зарубежному опыту мы относимся с интересом и почтением, а собственный игнорируем. Тексты отечественных специалистов являются библиографической редкостью, они хранятся в театральных и педагогических библиотеках, время от времени служат материалами для дипломов и диссертаций, но не переиздаются и практически не доступны широкой публике.
Парадокс третий. Не существует такого детского образовательного учреждения, сиречь детского сада, школы, центра творчества и т.д., где не ставились бы спектакли и театрализованные представления. Профессия детского театрального педагога является массовой. Однако в перечне специальностей нет ничего похожего на профессии типа «руководитель детского театрального коллектива», «педагог-режиссер образовательного пространства» или чего-то в этом роде. А раз нет, значит, и специалистов такого профиля никто и нигде не готовит.
Одним из первых вопрос о необходимости подготовки специалистов такого рода поставил в 20-х годах прошлого века крупный ленинградский педагог
Н. Бахтин, и программу подобного обучения ему помог разработать В. Мейерхольд. В полном объеме эта программа так никогда и не была реализована. С начала
50-х годов разные специалисты лаборатории театра НИИ Художественного воспитания (НИИХВ) предлагали несколько вариантов программ для обучения педагогов театральной работе с детьми. Аналогичные программы предлагал кабинет любительских театров Союза театральных деятелей. В рамках НИИХВ выросла серьезная программа А. Ершовой «Театр I – XI», которая была опубликована издательством «Просвещение» в 1995 году, но не была реализована. Кабинет любительских театров СТД примерно в это же время был закрыт вместе с курсами для педагогов детских театральных коллективов.
В 90-х годах прошлого века активизировались лидеры детского театрального движения. Сергей Казарновский организовал один Московский международный фестиваль театров, где играют дети, а Александр Тюкавкин – другой. С командой Казарновского в те годы сотрудничали такие известные творческие группы, как «Сам себе режиссер» и театр «Ученая обезьяна», а в команде Тюкавкина работали Виктор Шендерович и Александр Гордон. В 1992 году была создана Всероссийская ассоциация театров, где играют дети, в рамках которой Сергей Казарновский инициировал набор курса для специалистов этого профиля в ВТУ им. Щукина. Курс был набран, но специальная программа обучения не была реализована.
Все чиновники ведомств образования и культуры на протяжении более чем ста лет с неизменной убежденностью, невзирая на реальную практику, утверждают, что специалисты в области театральной работы с детьми не востребованы и нет никакой необходимости в их особенной подготовке. Живые начинания, которых можно насчитать в этой области десятки, прожив примерно от двух до семи лет, гибнут одно за другим от безденежья, упорного замалчивания и отсутствия государственной поддержки.
Грубая реальность и призрачный выход
В популярном издании не имеет смысла подробно говорить о нюансах профессиональных педагогических и театральных проблем. Однако если серьезно посмотреть на проблемы современного образования, станет очевидным, что опыт детской театральной педагогики, накопленный в России за последние 100 лет, может серьезно пригодиться. Он необходим в реализации задач гуманизации, формирования профильной школы, школы полного дня, в переходе на индивидуальные учебные планы, в переходе от репродуктивного способа обучения на деятельностные методики. Как и почему – предмет отдельного подробного профессионального разговора.
Но реальная практика сегодня такова, что серьезный опыт не известен не только широкой публике, но даже специалистам смежных областей. Практика театральной работы в школе, которая сложилась после сталинской реформы, привела к тому, что низкий уровень театральной работы с детьми признан нормой и востребован, а высокий уровень такой работы является нежелательной экзотикой.
Низкий уровень театральной работы с детьми позволяет в короткие сроки без особых моральных и материальных затрат состряпать яркое рекламное мероприятие. Приехали в школу высокопоставленные гости или пришли на день открытых дверей родители, а дети стоят в ярких костюмчиках, громко и отчетливо говорят текст – чем плохо? Случилось шестидесятилетие Великой Победы – сделали литературную композицию, даже ветеранов позвали – большая галочка. Велят возрождать духовные традиции нации – состряпали рождественский спектакль – тоже жирный плюс.
А что дети ходят на репетиции совсем не из творческих побуждений: кто покрасоваться, кто из-под палки, кто за оценку – разве признаются? А то, что, отбарабанив «высокие слова», подростки потом смачно матерятся и ерничают по этому поводу, сплевывая бычки за углом школы, – кому важно? А что участие в псевдохудожественной самодеятельности калечит психику, затрудняет эстетическое формирование личности и закрывает путь в профессиональное искусство – кто докажет? Выглядит все красивенько. Упрочено многолетней традицией. Удобно и надежно.
Хороший театральный педагог в школе – нежелательная фигура, потому что рядом с ним всей школе необходимо перестроиться на совершенно новые рельсы преподавания. Театральная педагогика всегда предполагает открытое партнерское общение между учениками и учителями, свободную мизансцену урока, импровизацию и творческий поиск в познавательном процессе, активную позицию учеников, продуктивную проектную деятельность. А такому подходу к образовательному процессу в педагогических вузах не учат, учебников и учебных программ, рассчитанных на такой подход, мало. И хороший театральный педагог, невольно оказывающийся альтернативой всему, что его окружает, воспринимается как разрушитель привычного мира. Он опасен. Он враг.
Сергей Казарновский, директор школы №686, который является сегодня одной из известнейших фигур московского образования, в 1994 году был вынужден заняться созданием авторской школы, потому что как театральный педагог он был одинаково неудобен традиционной системе общего и традиционной системе дополнительного образования. Школа и Дом пионеров терпели его с трудом, хотя его театральный коллектив создавал этим учреждениям огромную известность. Казарновский свою школу создал, но это не может решить проблему. Каждый талантливый и грамотный театральный педагог не может, да и не должен создать авторскую школу. Это очевидно.
Пересмотр отношения к детскому театральному движению связан с пересмотром концепции образования в целом. Это объективная причина, которая тормозит развитие детской театральной педагогики. Система образования принципиально консервативна, и, как известно, это до определенной степени хорошо. Но в нашей стране принцип жесточайшего консерватизма в образовании на фоне внезапных безумных экспериментов выглядит порой патологическим. Повсеместное введение ЕГЭ, в том числе в профильных школах, или «Основ православия», в том числе в многонациональных классах, – это можно.
А подготовка специалистов в области театральной педагогики – это нельзя.
Однако каждый человек, выросший в нашей многострадальной стране, точно знает, что если нельзя, но очень хочется, то можно. Всем, кто принимал участие в создании Ассоциации театров, где играют дети, очень хотелось. И каждый из них создал невозможное. Например, Сергей Казарновский создал общеобразовательную театральную школу №686 «Класс-Центр», Федор Сухов – театральный Центр детского творчества «На Набережной», Александр Федоров – профессиональный муниципальный Детский музыкальный театр юного актера, а автор этой статьи Александра Никитина – Автономную некоммерческую организацию образования и культуры «Пролог», основная задача которой – обучение специалистов в области театральной работы с детьми.
Встречаясь друг с другом в разных творческих проектах, мы приходим к очень похожим выводам о путях выхода детской театральной работы на новый уровень.
Во-первых, это необходимость консолидации детского театрального движения в Москве и России. Такую программу, кстати, предложила московской мэрии общественная организация Зеленограда «Планета Первоцветов», возглавляемая Людмилой Тихомировой. Консолидация детского театрального движения возможна на основе создания единого интернет-портала, широкого распространения профильного периодического издания, формирования национального фестиваля детского театрального движения. Предпосылки к реализации такой программы существуют. Свои сайты и компьютерные базы данных есть у всех лидеров детского театрального движения. Несколько лет, пусть и нерегулярно, выходил журнал «Мир детского театра», реальным воодушевителем которого является театральный критик Валерий Бегунов, Людмила Тихомирова издает журнал «Планета Первоцветов». Опыт проведения крупных и качественных фестивалей детского театрального творчества есть у Всероссийского центра «Школьный театр», Театра «Парафраз» (Удмуртия), Класс-Центра, Детского музыкального театра юного актера, АНО «Пролог» и Московского института открытого образования, «Планеты Первоцветов».
Во-вторых, это необходимость профильного образовательного издательства, где могут печататься репертуарные сборники, научные и методические работы. Такое издание фактически существует – это издательский отдел Всероссийского центра художественного творчества. Это издательство существует исключительно на собственные средства. А ему необходима серьезная государственная поддержка.
В-третьих, это необходимость готовить специалистов в области театральной работы с детьми. Сегодня это до некоторой степени реально только на базе двухгодичной переподготовки творческих и педагогических кадров. С 2000 года на основе авторской методики кандидата искусствоведения, педагога и режиссера
С. Клубкова специалисты АНО «Пролог» разработали уникальную комплексную программу такого обучения. Программа частично реализовывалась на базе Института дополнительного послевузовского образования Московского государственного университета культуры и искусства. После повышения цен она была вынужденно закрыта. Сейчас программа частично реализуется на базе Факультета переподготовки педагогических кадров Московского института открытого образования. Ученики Сергея Клубкова лидируют сегодня в самых разных областях детского театрального движения. Владимир Чикишев в Нижнем Новгороде создал уникальный театр «Пиано» в интернате для слабослышащих. Елена Круглова в Подольске – центр реабилитации наркозависимой молодежи «Страна живых». Екатерина Медведева возглавила детские творческие программы Литературного музея им. Пушкина, и теперь там проводятся творческие занятия для детей и уникальные детские праздники, известные всей Москве. Режиссер детского театрального коллектива «Диалог» города Губаха Пермской области Любовь Зайцева получила в минувшем году специальную премию Дома актера «За вклад в развитие театрального образования в России», а режиссер детского кукольного театра поселка Инта Светлана Викулова – Золотой крест Республики Коми.
Казалось бы, сплошные успехи. Все замечательно.
Но проблема в том, что все наши проекты реализуются на местном уровне. Камерно. В жанре единичного творческого эксперимента. Проекты детского театрального движения не имеют серьезной государственной поддержки, а подчас не имеют и вовсе никакой. Каждый раз от нас требуется вписаться в формат какого-либо одного ведомства (образование, культура, социальная работа, здравоохранение) или какой-либо одной территории (Калуга, Удмуртия, Южный, Северный или Центральный округи Москвы).
А проекты театральной педагогики принципиально межведомственны и многотерриториальны. Тут нужны ставки разных ведомств (педагоги, режиссеры, психологи, физиологи и т. д.), необходимы элементы учебных планов вузов разного подчинения (аудиторные занятия, практикумы, индивидуальные и групповые репетиции и т. д.). Важно собрать опыт всех специалистов, которые работают в Екатеринбурге, Самаре, Ульяновске, Орле, Новосибирске, Перми, Ижевске, Глазове, Нижнем Новгороде, Петербурге, Москве и других городах и регионах.
Средства массовой информации могут сделать очень многое для того, чтобы озвучить проблему. Широкая дискуссия по проблеме «Дети – театр – образование» в газетах, на радио и на телевидении помогла бы привлечь внимание общества и государства. А это сейчас необходимо, потому что все, что могло быть сделано в камерных условиях, усилиями энтузиастов и узких специалистов при минимальных материальных затратах на сегодняшний день, кажется, сделано.
Александра НИКИТИНА,
кандидат искусствоведения,
доцент кафедры
эстетического образования МИОО,
эксперт АНО «Пролог»
Фото