«Витек Live» и ужасы
Все картины 43-го Московского международного кинофестиваля «заразил» коронавирус
ФОТО: Владимир ВЕЛЕНГУРИН/kp.ru
СКРОМНЫЙ ГАФТ НЕ ПЛАТИЛ ЗА ПЕРЕВЕС
«Кино под знаком пандемии!» - такой слоган могли бы придумать организаторы. Коронавирус пронизывал красной нитью весь киносмотр. Журналистов обязали прийти на церемонию открытия, как на похороны: во всем черном. Так же, не сговариваясь, оделись для красной дорожки и многие звезды. Оказавшись в зале, все делились на две группы. Либо так боялись заразиться, что надевали респираторы, либо, наоборот, буквально чихать хотели на вирус и, стоило охранникам отвернуться, маски сдергивали.
Открывая ММКФ, российский министр культуры Ольга Любимова похвалила киносмотр за то, что он единственный во всем мире проходит офлайн.
По традиции на церемониях открытия и закрытия раздали две важные награды. Приз за вклад в мировой кинематограф присудили народному артисту Валентину Гафту. Посмертно. Удерживая увесистого «Золотого Святого Георгия», президент киносмотра Никита Михалков сказал, что виновнику торжества нелегко было в непростой актерской среде сохранить невероятную чистоту.
- Такое соединение этой детской чистоты, с одной стороны, и яростного, абсолютно испепеляющего юмора по отношению к тем, чьи поступки казались этому человеку неправильными, - отметил Михалков. И вызвал на сцену вдову актера Ольгу Остроумову.
- Валя был бы очень рад, - сказала она. - Никто не подозревает, но он был очень скромным человеком. Я прочту четыре строчки, которые он написал любимому однокурснику Олегу Табакову: «Во дни побед, в часы признанья, когда тебя возносят до небес, отдай все ордена, забудь про званья, чтоб не пришлось платить за перевес».
Ну а на церемонии закрытия спецприз «Верю» получил народный артист Сергей Никоненко.
СТРАШНО, АЖ ЖУТЬ
В залах сидели через одного. Но не всегда. Например, на французско-бельгийском фильме «Жрицы любви», как в доковидные времена, даже на ступеньках. И никто не проверял указкой с красным огоньком на конце наличие маски. Фривольный фильм шел в программе с феминистическим названием «Кинорежиссерки нашего времени».
Еще одна навеянная не только временем, но и реалиями программа на ММКФ называлась «Эйфория изоляции». Собрал ее известный кинокритик Андрей Плахов.
- Так случилось, что все эмоции в этом году подчинены одному и тому же острому чувству, связанному с пандемией и режимом изоляции, - отмечает Плахов. - Это чувство, впрочем, универсально: его можно обнаружить в фильмах, снятых на заре истории кино и недавно, нет и географических границ. У изоляции есть другие названия: одиночество, некоммуникабельность, клаустрофобия, несвобода, социальная дистанция.
В эту программу вошел фильм «Ужас на 61-й улице». Его сняла актриса Даша Некрасова. Американка белорусского происхождения. Она же написала сценарий. Фильм идет на английском языке и создан в США, но чувствуется, что это, как говорят кинокритики, белорусское кино новой волны.
Примерно в таком же духе картина Никиты Лаврецкого. 27-летний парень - недавнее открытие белорусского кинематографа. «Ужас на 61-й улице» похож на его «Сашин ад». Атмосферой, сюжетом. Только в центре внимания у Лаврецкого - парень, а у Некрасовой - девушки.
Увиденное у обоих белорусских режиссеров можно охарактеризовать одним предложением: «Однажды в ее/его голове». При этом отражены веяния времени: жизнь в соцсетях, личные границы, легкий секс, поиски себя, стремление к лучшей жизни. По сюжету две студентки воплощают в жизнь мечту героини песни «А я хотела бы жить на Манхэттене» и снимают в престижном районе Нью-Йорка квартиру. Вот только секретами делятся не с Деми Мур, а с безымянной блондинкой… Играет ее режиссер. Жизнь девушек, как и у героя Лаврецкого, превращается в ад. Они узнают, что в их квартире веселился миллиардер-педофил.
Еще один «странный» фильм в духе времени - «Амурская Голгофа» россиянки Юлии Серьгиной. Лента победила в документальном конкурсе. Главный герой - таксист Виктор Торопцев. Он мечтает стать «главным народным журналистом» и в своем забытом богом маленьком городке заводит Youtube-канал «Витек Live».
Картина открытия
ПРИЛУЧНЫЙ ПОТЕРЯЛ СЛУХ
Патриотический блокбастер Тимура Бекмамбетова открывал кинофестиваль. Главный герой - советский летчик Михаил Девятаев - попадает в плен к немцам и пытается спастись. Сыграл летчика звезда светской хроники Павел Прилучный.
- Это человек, который прошел все круги ада, - рассказывает актер. - И сделал невозможное. Угнал немецкий самолет «хейнкель», привез информацию о ракетных установках, которые немцы изобрели. В какой-то момент они хотели взорвать Лондон, Москву и Париж. Но мы узнали об этом и накрыли всю историю медным тазом.
На съемках Прилучный выполнял многие трюки сам. Учился летать. Сначала на симуляторе, потом - на настоящем самолете. И даже получил травму. Снимали сцену, где Девятаев прыгает с парашютом и в полете пытается себя застрелить. Но… курок пистолета заклинило.
- В ухо долбило два раза! - вспоминает Прилучный. - Я полтора дня ничего не слышал!
Саундтрек к фильму - песня, которую поет Марк Бернес, «Любимый город может спать спокойно». Ее исполнил солист группы Rammstein Тилль Линдеманн. С акцентом, но прочувствованно, потому что частично он советский человек. Родился в ГДР. Был пионером. Отец часто ездил в Советский Союз, мама пела сыну эту песню.
Кулуары
На красной дорожке блистали депутат Госдумы Наталья Поклонская, актеры Егор Бероев и Ксения Алферова, Кристина Асмус. Лауреат шестого «Голоса» и неоднократный победитель ММКФ китаянка Ян Гэ удивляла очками в зеленой оправе. На традиционной «белой вечеринке» ММКФ только и говорили, что о восходящей звезде Тихоне Жизневском. Тридцатилетний кудрявый красавчик получил приз и, кажется, вскоре подвинет Данилу Козловского и Александра Петрова. Жизневский прославился как майор Гром, пожарный из «Огня» и журналист из «Топи».
Итоги форума
Лучший фильм - румынская картина «#Засранка» режиссера-дебютанта Андрея Хуцуляка. В основу фильма лег реальный случай, который произошел в Сеуле в 2005 году. Собачка «сделала дела» прямо в метро, хозяйка не убрала за ней, случившееся выложили в интернет, и разразился большой скандал.
Лучший режиссер - Алексей Федорченко с фильмом «Последняя «Милая Болгария». Психоаналитический детектив. Снят по мотивам повести М. Зощенко «Перед восходом солнца». «Милая Болгария» - это сорт яблок. Их выращивает молодой селекционер Леонид Ец в Алма-Ате в 1943 году. Он пытается разгадать загадку гибели писателя Семена Курочкина (таков был один из псевдонимов Зощенко), в комнате которого живет. И для этого общается с людьми, знавшими умершего, читает его дневники.
Лучший актер - иранец Сохейл Гханнадан. Он сыграл главного героя в фильме «Сын» - про 40-летнего холостяка, который всю жизнь прожил с мамой.
Лучшая актриса - румынка Андреа Грэмоштяну из ленты «#Засранка».