В эфире ТРО – не переключайтесь!
О союзном телеканале ТРО мы беседуем с его главным редактором Александром МИНАКОВЫМ, человеком с уникальным телевизионным опытом – на федеральном канале «Россия» он делал материалы из Ирака, Чечни, Косова и других «горячих точек», передавал репортажи с мест терактов и стихийных бедствий.
– Александр Васильевич, вы умеете делать острые и интересные материалы, но Союзное государство – это такая тихая гавань, где найти подобные экстремальные темы очень сложно. Комфортно ли вам работать в таких условиях? Можно ли снимать интересно о медленно текущей интеграции России и Белоруссии?
– Я бы не согласился насчет тихой гавани. Когда мы начинали делать нашу информационную программу, то вначале были опасения, что не будет хватать не просто острых материалов, а вообще материалов. Но когда мы начали углубляться в тематику Союзного государства, я с удивлением обнаружил, что все разговоры о вялотекущем процессе строительства Союза не совсем верны. Может быть, со стороны властей процесс идет медленно, но между конкретными городами, предприятиями, этническими группами, между конкретными людьми в России и Белоруссии отношения развиваются гораздо активнее. Мы с удивлением увидели, что есть очень много, о чем стоит рассказать.
– Можете привести примеры?
– Скажем, занимательный сюжет получился о работниках колхозов и фермерских хозяйств Витебской и Смоленской областей. Российские и белорусские земледельцы все делают сообща: вместе пашут и сеют сначала на витебских полях, а потом на смоленских – такая союзная взаимовыручка. Система, на мой взгляд, уже интересна, а если ее подать при помощи современных журналистских приемов, выделить интересных героев, то получается отличный репортаж для ТВ.
Хороший сюжет мы получили из Хабаровска. Там фермеры буквально холят и лелеют свои старенькие белорусские тракторы. А сейчас они уже начали получать новейшие машины из Беларуси со всеми удобствами, включая кондиционер и компьютер, и готовятся работать по-новому.
Запомнился колоритный эмоциональный репортаж с фестиваля славянского фольклора в Брянске «Красная горка». Мы увидели, что фестиваль этот потрясающий по своей красоте, цветовой гамме, неординарности, замечательным коллективам из разных стран, но о нем мало кто знает. Здесь нам, журналистам, просто надо копать глубже. И мне, как военному репортеру, вовсе не скучно работать в союзной тематике.
– Кстати, на какой стадии сейчас производство художественного фильма о защитниках Брестской крепости?
– Можно сказать, что процесс создания фильма начался. К 9 мая 2010 года, то есть к 65-летнему юбилею Победы, картина должна выйти на экраны. Ее в первую очередь надо сделать интересной для молодежи. Как известно, во многих странах начался очевидный пересмотр итогов Второй мировой войны. И этот фильм важен с точки зрения отстаивания нашего права иметь эту Победу, которую наша страна завоевала такой ценой.
– Какие юридические проблемы надо решить, чтобы ТРО работал еще эффективнее?
– Нам необходимо изменить статус, чтобы получить возможность зарабатывать деньги. Причем не только зарабатывать – мы уже сейчас их зарабатываем, – но и использовать на развитие телеканала. Есть несколько вариантов будущего статуса – например, автономное некоммерческое предприятие. Получив дополнительное финансирование, мы сможем производить более интересные программы, насыщать свой телеканал интересными проектами, создавать новые циклы передач. Все это позволит увеличивать аудиторию и в конечном итоге расширять информационное пространство СГ.
– А возможно ли расширить аудиторию чисто технически?
– Да, мы этим тоже занимаемся и уже подали документы на очередное заседание Совета Министров, чтобы у нас был не только новый статус, но и чтобы нас включили в обязательный социальный пакет телеканалов, которые распространяются бесплатно и повсеместно. Таким образом, мы можем получить совершенно иной охват вещания. Кроме того, мы ведем большую работу по вхождению в кабельные и эфирные сети России и Беларуси.
– Какие у вас налажены взаимоотношения с белорусскими коллегами?
– Отличные. Во-первых, в Минске у нас есть свое представительство. Есть несколько партнеров, с которыми мы уже достаточно долго работаем, которые по нашему заказу делают несколько проектов, в том числе помогают в создании художественного фильма «Брестская крепость». Думаю, в Белоруссии мы должны иметь как можно больше партнеров и к этому будем стремиться.
– А можно ли привлечь в информационное поле Союзного государства соседний Казахстан?
– Мы уже думали об этом. На белорусском канале ОНТ выходит тележурнал «Союз». Минчане делают свою версию, мы в России делаем свою обобщенную версию этого тележурнала. Так вот, были уже предварительные переговоры с представителями одной из компаний Казахстана, которая, возможно, у себя будет делать такой же тележурнал «Союз», адаптированный для казахстанской аудитории. Надеюсь, в ближайшем времени эти задумки примут более реальные очертания.
Мы увидели, что Казахстан тесно взаимодействует не только с Россией, но все более тесные связи устанавливаются между ним и Белоруссией. Самые теплые и дружественные отношения складываются именно между тремя нашими странами.
– Павел Бородин сказал, что ТРО – это высокоразвитое советское телевидение, которое не показывает ужастики, а настраивает зрителя на созидательный лад. Вы с этим согласны?
– Здесь мне видится даже комплимент в том смысле, что советское телевидение не ставило себе целью постоянно возбуждать самые низменные инстинкты человека. Да, пусть оно было не очень интересным, но, по крайней мере, оно не портило людей, не уродовало детскую психику. «Высокоразвитое советское ТВ» – я с удовольствием приму этот тезис, так как ТРО – это нормальное телевидение, не скрывающее проблемы, но рассказывающее об этом в нормальном человеческом стиле. Никаких ужастиков мы показывать не будем. В жизни и помимо этого есть гораздо больше интересных вещей.
– Почему, на ваш взгляд, федеральные телеканалы почти никогда не освещают союзные мероприятия и программы?
– Потому что на федеральном ТВ каждая рекламная минута стоит очень-очень больших денег. А такая тема, как строительство Союзного государства, – это не место для криминальных новостей и эротических шоу.
Для федеральных каналов это неинтересно с точки зрения зарабатывания денег – вот и все. Здесь, как думали, поможет только директивное указание. Уже давно есть решение Совмина СГ, которое обязывает федеральные каналы размещать продукцию ТРО, но до сих пор это указание не выполняется и, вероятно, выполняться не будет. Здесь не надо искать политической подоплеки, каналы просто не хотят делиться временем. А время – это деньги.
Поэтому создание своего интересного полноценного союзного телеканала – единственный выход.
Беседовал