30-й юбилейный
«Я очень люблю кинофестивали, потому что только здесь можно посмотреть хорошее кино», – призналась звезда Голливуда, обладательница «Оскара» Шарлиз ТЕРОН. На Московский кинофестиваль она и ее не менее знаменитый спутник Уилл СМИТ прибыли со «специальной миссией»…
ВЧЕРА…
Главным героем культурной жизни российской столицы в течение 10 дней будет Его Величество Кино. Фестиваль – это пиршество для гурманов, на котором самый искушенный зритель найдет себе что-то по вкусу. В основном конкурсе, в «Перспективах», и еще в 16 внеконкурсных программах будет показано в общей сложности 200 фильмов.
30-й Московский Международный кинофестиваль начинался по-юбилейному необычно: не с традиционной красной дорожки у кинотеатра «Пушкинский» в конце дня, а в час пополудни, с первого появления на публике двух голливудских знаменитостей. Оба в России не в первый раз, признались, что уже успели полюбить Москву.
Шарлиз Терон – прекрасная (признана одной из первых красавиц Голливуда) и ужасная (если вспомнить ее роль в картине «Монстр», за которую она и получила «Оскар») – выглядела чуть уставшей после длительного перелета. Зато ее партнера, Уилла Смита, похоже, ничто «не вышибет из седла» – настоящий Актер Актерович… В кино он оказался почти случайно, когда уже был знаменитым рэпером и музыкантом, получившим две награды «Грэмми». Сегодня по гонорарам среди актеров Голливуда он на втором месте. Нашим зрителям больше всего известен по роли боксера Мухаммеда Али в фильме «Али» и борца с пришельцами в фантастической комедии «Люди в черном».
Их «спецмиссия» – представление нового блокбастера под названием «Хэнкок», в котором Шарлиз Терон и Уилл Смит исполняют главные роли. Именно «Хэнкок» был заявлен как фильм открытия фестиваля. Более того, впервые в истории отечественных киносмотров 19 июня в Москве состоялась мировая премьера фильма, который и в Америке, да и во всем мире выйдет на экраны лишь в начале следующего месяца. И этот факт заслуживает особого внимания.
Россия по-прежнему слывет в мире одной из самых незащищенных авторским правом стран, где «пиратские» копии появляются в продаже задолго до выхода практически любого фильма на экраны. Решиться на мировую премьеру картины, которая обеспечит колоссальные кассовые сборы, – это поступок со стороны его создателей (вместе со звездами фильм представляли режиссер Питер Берг и продюсер Акива Голдсмэн). И конечно, заслуга организаторов Московского кинофестиваля во главе с его президентом Никитой Михалковым.
Американцы, создатели ужасающих фильмов-катастроф, похоже, сделали выводы: творя зло на экране, они привлекают вселенские силы зла и на свои головы, и на головы ни в чем не повинных соотечественников. Блокбастеры нового поколения призваны «творить добро». В этом смысле «Хэнкок» – несомненная удача. Его супергерои – сам Хэнкок в исполнении Уилла Смита и его возлюбленная Мэри (Шарлиз Терон) – если и разрушают что-то в родном городе, то лишь потому, что не научились управлять своими фантастическими способностями. В фильме много добра и любви, а все немыслимые происшествия у зрителей вызовут или смех, или восхищение. Так что на его просмотр можно смело отправляться всей семьей…
Если уж быть до конца точными, фестиваль начался вообще-то накануне открытия – с показа для прессы того самого «Хэнкока». И этот просмотр надолго запомнится журналистам…
Перед входом в зал охрана у всех отбирала мобильные телефоны, чтобы никому не пришло в голову снять какие-то кадры из фильма, а потом продать их нашим вездесущим «пиратам». Оказалось, кое-кто все-таки умудрился свои «мобильные» в зал пронести. И тогда всех выпроводили в фойе, а потом сами американцы, представители прокатной компании, в очередной раз произвели тщательный досмотр каждого, правда, принесли свои извинения перед началом показа. Но вряд ли кто удивится, если даже после таких мер очень скоро во всех подземных переходах можно будет купить DVD с этим фильмом за привычные 100 рублей…
На церемонии открытия было два запоминающихся события. Семья Бондарчуков наконец-то получила награду, которой почти полвека безраздельно владел «Мосфильм». Это приз ММКФ -1959 за фильм Сергея Бондарчука «Судьба человека». А один из культовых режиссеров современного кино – Такеши Китано – был удостоен главной награды Московского кинофестиваля – «Золотого Георгия» – за выдающийся вклад в мировой кинематограф. Принимая приз, он, по японской традиции, многократно раскланялся, а потом со свойственной его нации скромностью произнес:
– Я не считаю себя достойным столь высокой награды. И принимаю ее как аванс, который мне еще предстоит отработать.
По окончании церемонии «Хэнкок» официально открывал кинопоказ. Перед началом все гости прошли ту же процедуры с изъятием мобильных телефонов, которую пережили накануне журналисты. Так что можно считать, что каждый из причастных к нынешнему фестивалю внес свой посильный вклад на пути к грядущему вступлению России в ВТО…
СЕГОДНЯ…
Отбор фильмов для конкурсной программы – постоянная головная боль практически любого фестиваля. Наш – не исключение. Даже с отечественными лентами который год одна и та же история. Как разделить все достойное «на двоих»: и «Кинотавр», и ММКФ проходят в июне…
В этом году, похоже, все сложилось: на Московском фестивале в конкурсе сразу два фильма. «Сад» именитого Сергея Овчарова – это экранизация пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад», правда, в духе ее создателя, автора «Небывальщины», «Левши» и «Барабаниады». Картину уже показали, зрителям комедия показалось даже не скучноватой, а располагающей к спокойному, безмятежному сну. Жюри, разумеется, скажет – или не скажет – свое слово об этой картине, которое мы услышим лишь в день закрытия фестиваля. Хотя один из членов жюри, известный английский кинокритик Дерек Малколм, признался на встрече с журналистами:
– Мы – такие же зрители, как и вы, как и те, кто смотрит фильмы в зале вместе с нами. Просто критики должны обосновать свою точку зрения.
Вторая российская лента – «Однажды в провинции» 33-летней Кати Шагаловой (кстати, дочери известного сценариста Александра Миндадзе). Это ее второй игровой фильм. За первый – «Собака Павлова», снятый по собственной пьесе, она получила несколько призов на национальных кинофестивалях. А новую пока никто не видел (кроме отборщиков, разумеется).
Конкурсное кино отличается от того же «Хэнкока» не только практическим отсутствием спецэффектов, к которым приучены сегодняшние зрители. Это кино, как правило, авторское. Его создатели всматриваются в душу человека, определяя его место в мире и даже в мироздании.
Но правда жизни такова: массовый зритель, как правило, спешит посмотреть очередной «хэнкок». ...Хотя бывают и исключения. На конкурсный фильм «Райские птицы» Романа Балаяна билеты на три запланированных показа разлетелись как горячие пирожки. Любопытно, что этот фильм, сделанный мощной российской командой (автор сценария – Рустам Ибрагимбеков, исполнители главных ролей – Олег Янковский, Оксана Акиньшина, Егор Пазенко, Андрей Кузичев), представляла Украина. Хотя некогда «наш общий» Балаян теперь – гражданин Украины, и снимал он на украинские деньги. «Полеты во сне и наяву» Романа Балаяна стали классикой нашего кино.
– Уже в том фильме Янковский летал по-настоящему, – признался режиссер. – Просто при окончательном монтаже я эти сцены вырезал, мне они показались неуместными.
В новом фильме Романа Балаяна Янковский все-таки летает!.. И вообще эта кинодрама – о полетах не во сне, а наяву – о любви и внутренней свободе по-настоящему талантливых людей в еще тоталитарном государстве начала 80-х...
И еще одна картина наших ближайших соседей, о которой все говорят, – фильм «Абсурдистан» совместного производства Азербайджана и Германии. В ней снимались актеры шестнадцати национальностей из более чем двадцати стран, были привлечены знаменитые сценаристы и композитор Вонга Кар Вая. Режиссер – немец Файт Хелмер – почти семь лет вынашивал замысел своего фильма. Это почти бессловесная киноклоунада с незатейливым сюжетом.
В некой деревне республики Абсурдистан (снимали фильм в Азербайджане) пропала вода. Женская половина населения в ужасе, а мужская – и в ус не дует. Чтобы заставить ленивых мужиков хоть что-то сделать, женщины отказывают им в близости… В общем, война полов, история вечная и бесконечная, в фильме – смешная и очаровательная. Актеры по сюжету фильма повоевали, а в жизни почти три десятка соединились, обвенчались, поженились. И от этих союзов на свет уже появились два малыша. Вот такое оптимистичное продолжение «войны полов»…
Израиль вызвал недовольство арабских журналистов, представив на конкурс фильм об арабском террористе, прибывшем в Тель-Авив с целью совершить теракт («Для моего отца» режиссера Дрора Захави). Как отреагируют китайские журналисты на фильм «Мао Цзе Дун» режиссера Бесника Биша из Албании – пока неизвестно. Хотя Мао Цзе Дун – это имя мальчика, названного так по отцовской причуде.
И журналисты, и члены жюри успели посмотреть большую часть конкурсных фильмов. Все еще есть надежда, что фильмы-открытия – впереди. Но уже практически нет иллюзий, что будут фильмы-потрясения, как не было их ни на Берлинском, ни на Каннском кинофестивалях этого года. Так что перед жюри стоит непростая задача…
Кстати, о жюри. На Московском юбилейном фестивале его возглавляет любимая актриса великого Ингмара Бергмана – Лив Ульман.
– Русские фильмы – часть меня, – поделилась с журналистами сокровенным Лив Ульман. – Я видела ленты Льва Кулиджанова, Иосифа Хейфица, Андрея Тарковского, Никиты Михалкова... И на всю жизнь запомнила некоторые образы и кадры из них. Из фильмов последнего времени меня поразила картина «Возвращение» Андрея Звягинцева. Мне жаль, что Ингмар Бергман не успел его посмотреть.
Она и сама уже давно выступает в роли режиссера. На фестивале присутствует специальная программа ее имени: «Лив Ульман. Персона». В этом же ряду ретроспективы «Такеши Китано. Хвала режиссеру»; «Джон Кассаветис. Великий неизвестный»; «Изабель Юпер. Посвящение». Есть специальная программа к столетию отечественного кинопроизводства, а программа «Счастливая дюжина» создана к 30-летию ММКФ.
Большинство программ проходит в «Октябре», самом большом кинотеатре Москвы. Залы не пустеют практически никогда. На некоторые фильмы купить билет – проблема. Исключением стал единственный день – когда Москва праздновала победу российской сборной по футболу в матче с голландцами. Но уже к вечеру все залы вновь заполнила преданная кинематографу публика. Чтобы вместе с киногероями страдать, любить, летать, плакать и смеяться. Такова уж извечная магия кино…
ЗАВТРА…
Завтра будут новые фильмы, встречи с режиссерами и актерами, веселые вечеринки по поводу и без. И наконец, подведение итогов 30-го Московского Международного кинофестиваля. Но все это будет завтра…